Приложение МААМ

Этикет. Основы речевого общения дошкольников

Елена Халина
Этикет. Основы речевого общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования – формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.

Публикация «Этикет, Основы речевого общения дошкольников» размещена в разделах

Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения. Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.

Формирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикета зависит от следующих условий:

от сознательного овладения дошкольниками знаниями о формулах речевого этикета;

от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;

от применения дидактических игр, направленных на формирование навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;

от сочетания работы по формированию коммуникативных умений в употреблении формул речевого этикета с работой по развитию культуры речи.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение дошкольников предполагает :

введение в их активный словарь этикетных стереотипов;

формирование умения выбирать нужную формулу именно для данной ситуации.

Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора – стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и тому подобное. Также же следует обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.

Правила культурного речевого общения (речевого этикета) для дошкольников

1. На обращенный к тебе вопрос, необходимо отвечать вежливо и полным предложением. Четко произносить слова и звуки, говорить громко, чтобы задающему вопрос было понятно.

2. Внимательно выслушай указания старших.

3. При встрече с друзьями или знакомыми необходимо здороваться. Слова приветствия или прощания говори доброжелательно и четко, глядя при этом в глаза собеседнику.

4. Взрослых называй на ВЫ.

5. Не забывай извиниться за какую-то допущенную неуместность в поведении.

6. Благодари за оказанную помощь, внимание, заботу

7. Если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забудь слово «пожалуйста». Помни, что не всякое твое прошение может быть выполнено. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь упрямым и надоедливым.

8. Помни о «волшебных словах» : пожалуйста, спасибо, извините, позвольте, словах приветствия и прощания, и т. п.

9. Не перебивай разговор взрослых. Если тебе срочно надо обратиться, то скажи: «Извините, пожалуйста.» и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой.

10. Во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками.

11. Вежливо разговаривай со всеми родными, близкими и чужими людьми, со своими сверстниками

12. Умей помолчать, когда это необходимо.

13. Не разговаривай громко там, где взрослые занимаются своими делами, в транспорте, на улице.

В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре

В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников.

Публикации по теме:

Активизация речевого общения старших дошкольников «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное.

Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в старшей группе «Основы безопасности» Конспект занятия по развитию речи и культуре речевого общения в старшей группе «Основы безопасности» Программное содержание: Образовательные.

Консультация для воспитателей «Активизация речевого общения» Консультация для воспитателей «Активизация речевого общения дошкольников». …Чтобы научиться говорить, надо говорить. М. Р. Львов. Чтобы ребенок.

Консультация «Культура речевого общения педагога» «Культура речевого общения педагога» А. Е. Ермолова Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» Тамбов Только благодаря не посредственному.

Родительская встреча «Основы театральной культуры как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №77 «Полянка» ВОСПИТАТЕЛЬ: Шаныгина Ирина Викторовна Родительская встреча Тема: Основы театральной культуры как средство.

Речевой этикет и культура общения Вступление Темой своего реферата я выбрала речевой этикет и культура общения. Считаю, что тема эта актуальна в наше время. Бескультурье.

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,.

Тест «Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников» Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников. Подготовила: Ларичева Ю. В. Модуль 1. Теоретические основы технологии.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этикет. Основы речевого общения дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 11:21
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этикет. Основы речевого общения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Халина (УИ 1841821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД