Папки-передвижки

Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Олеся Ляпина
Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Цель: формировать знание, умение и навыки культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Ввести в активный словарь этические стереотипы;

Публикация «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;

Развивать способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;

Проводить работу по освоению собственно речевых норм.

4 В основу изучения этой темы положены следующие принципы:

Учёт возрастных особенностей дошкольников;

Комплексный подход;

Использование различных форм, методов и приёмов работы;

Сочетание различных форм организации деятельности;

Игровой ;

Безоценочного позитивного принятия ребёнка.

5 Приёмы и методы речевого общения : Слайд 3

Словесные (речевой образец, чтение и рассказывание художественных произведений, беседы, заучивание наизусть);

Наглядные (показ иллюстративного материала, наблюдение, рассматривание, рассказывание);

Практические (игровое сюжетно- событийное развёртывание, игровые проблемно- практические ситуации, дидактические игры, игры- драматизации, хороводные игры).

6 При организации речевых игр и упражнений нужно придерживаться следующих рекомендаций:

игры не должны быть длительными по времени;

они должны проводиться в неторопливом темпе;

игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка;

игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов;

в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом, по возможности, использовать и двигательную активность;

в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью;

в процессе игры воспитатель принимает непосредственное участие.

Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со сверстниками, так и взрослыми. Ребенок же с недостаточно развитыми навыками речевого общения постоянно испытывает затруднения при общении, чувствует себя некомфортно, и все это, в свою очередь тормозит его развитие. Предлагаемый ниже комплекс развивающих игр направлен на решение этой проблемы и может быть полезен, как для профессиональной деятельности педагогов, так и для родителей.

Игра: «Знакомство» Слайд 4

Цель:

1. Учить детей знакомиться с новыми людьми.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать культуру поведения.

Материалы: иллюстрации с ситуацией знакомства.

Ход игры:

Беседа с детьми на тему, приходилось ли им с кем-либо знакомиться, когда это происходило и что они при этом чувствовали.

Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию знакомства, с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, как они выглядят, о чем думают.

Обыгрывание ситуации знакомства. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Знакомство». После чего рассказывают о своих ощущениях, что им было трудно, а что легко. Затем выходят следующие желающие и т. д.

Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как знакомиться с новыми людьми.

Игра: «Встреча с другом» Слайд 5

Цель:

1. Учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.

Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.

Ход игры:

Беседа с детьми на тему, как часто им приходится встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.

Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию встречи с другом с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы.

Обыгрывание ситуации встречи с другом. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети рассказывают о своих ощущениях, что у них получилось хорошо, а что не очень. Затем выходят следующие желающие и т. д.

Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как как вести себя не стоит.

Игра: «Пожалей зайку» Слайд 6

Цель:

1. Учить детей проявлять сочувствие.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: Игровой персонаж Зайка.

Ход игры:

Чтение детям стихотворения: «Зайку бросила хозяйка…»

Появление игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему плохо, от того, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют Зайку.

Итог: педагог вместе с детьми делают вывод, насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.

Игра: «Салют» Слайд 7

Цель:

1. Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения.

2. Развивать умения снятия напряжения.

3. Воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.

Материалы: лист цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага, ножницы.

Ход игры:

Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.

Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.

Игра: «Рисуем всей группой» Слайд 8

Цель:

1. Обучать умению договариваться.

2. Способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться.

3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Ход игры:

Педагог: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

Итог: вывод – если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.

Игра: «Ладонь на ладонь» Слайд 9

Цель:

1. Обучать детей эффективному взаимодействию.

2. Развивать умения согласовывать действия с партнером.

3. Воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры:

Педагог объясняет детям правила.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок.

Итог: дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.

Игра: «Меняемся пуговицами» Слайд 10

Цель:

1. Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать.

2. Развивать навыки речевого общения.

3. Воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Материал: 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры:

Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.

Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».

Проводимая работа положительно сказывается на воспитании детей. Знание и применение правил речевого этикета в разных ситуациях общения помогает детям установить доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 11

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое.

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Методическая разработка «Воспитание культуры общения у детей» "Воспитание культуры общения у детей". Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский.

Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

План работы «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста» Цель: воспитывать доброжелательные отношения.

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» 1. Что такое культура поведения и речевой этикет? В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяющем.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Эссе «Воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста» Культура общения ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 19:43
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД