Ольга Каданцева
Проект «Этикет с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Публикация «Проект „Этикет с малых лет“» размещена в разделах
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т. п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому мы с воспитателями подготовительной группы разработали и внедрили в практику проект «Этикет с малых лет».
Вид проекта : групповой, творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, учитель-логопед, дети 6 - 7 лет, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
— формировать навыки культурного поведения;
— повышать уровень коммуникативной компетентности детей;
— привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье;
— изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
— формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях;
— активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
— закреплять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, лексико-грамматические средства языка, расширять словарный запас, развивать связную речь, отрабатывать звукопроизношение;
воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
— проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
— создавать развивающую среду.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Сформированность у детей:
— понятий «этикет» и «культурный человек»;
— умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
— знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
— знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
— нравственных качеств, необходимых в обществе;
— желания отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности,
2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и художественно-творческой деятельности.
Первый этап — целеполагание
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдать правила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время распространен недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.
Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Выдающийся педагог А. С. Макаренко отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только во время беседы с ним, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, но при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Они заставляют ребенка здороваться при входе в группу, а сами этого не делают.
Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Они дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь — средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.
Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много узнает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. Задачи педагогов — расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста. Мы считаем, что достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников поможет проект «Этикет с малых лет».
Предлагаемые задания предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.
Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.
Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование общей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.
Второй этап — разработка проекта
1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.
3. Подготовка творческих работ для выставки.
4. Составление плана работы по реализации проекта.
Третий этап — реализация проекта
1. Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Занятия по темам:
— «Азбука вежливости. Этикет. Что это?»;
— «С чего начинается утро, или Слово “здравствуй”»;
— «Давайте познакомимся»;
— «Вежливое путешествие»;
— «Поведение за столом» (практическое задание);
— «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены»;
— «Кто опрятен—тот приятен»;
— «Наша дружная семья»;
— «Доставляй людям радость добрыми делами»;
— «А у нас гости!»;
— «У Мальвины день рождения»;
— «Как мы ведем себя в обществе»;
— «На улице, в музее, театре»;
— «Что такое дружба»;
— «С кем я хочу дружить».
3. Познавательные беседы на темы:
— «Кто и зачем придумал правила поведения»;
— «Разговор по телефону»;
— «Вежливый собеседник»;
— «Принимаем гостей»;
— «Чтобы у тебя было много друзей»;
— «Ваши добрые поступки»;
— «Правила поведения в общественном транспорте».
4. Решение проблемных ситуаций: «Правильно или нет» (ситуации по картинкам); «Вежливый кролик», «Болтливый ежик», «Грязный медвежонок», «Что делать в гостях, если.», «Гости у тебя дома», «Чтобы гости не скучали», «Культура внешнего вида».
5. Чтение художественной литературы:
— стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,
— циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;
— нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»,
6. Рассматривание картинок и беседы по ним: «Уроки вежливости», «Я и мое поведение».
7. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
8. Театрализованные игры:
— драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
— кукольный театр «Спасем доброту»;
9. Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Дерево добра», «Кто знает больше вежливых слов», «Этикет — школа изящных манер» (ч. 1 —культура поведения; ч. 2 — использование столовых приборов, «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга», «Угадай, как меня зовут», «Накрой стол к чаю».
10. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус», «Диалог», «Интервью», «Кафе».
11. Психогимнастика. Этюды: «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», «Добрая девочка».
12. Коммуникативные игры: «Встреча двух друзей», «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «Выбор и вручение подарка другу», «Приглашение на танец», «Только вместе!», «Все вместе!», «Знакомство».
13. Изобразительная деятельность:
— рисование на темы «Добро и зло», «У Меня сегодня такое настроение»;
— изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;
14. Создание развивающей среды:
— изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «У Мальвины день рождения»; «Кафе»;
— пополнение игр «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус» атрибутами;
— изготовление дидактических игр: «Дерево добра», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
15. Работа с родителями:
— анкетирование родителей по теме проекта;
— родительское собрание в форме беседы за круглым столом «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;
— изготовление совместно с родителями книги-самоделки «Наши добрые дела»;
— организация фотовыставки «Добрый поступок».
Четвертый этап — заключительный
1. Анализ результативности.
Уровень сформированности привычек нравственного поведения
Норма поведения Знают норму % Сформирована устойчивая Знают норму, но привычка поведения, привычка поведения,% не сформирована, %
начало конец начало конец начало конец
Приветствие (привычка здороваться) 50 80 30 60 50 20
Привычка делиться с друзьями в игре 40 70 40 70 40 -
Навык культурного поведения за столом 40 90 30 70 40 40
Привычка осознанно извиняться за
нехорошие поступки 30 60 20 30 30 30
Привычка помогать взрослым по их просьбе 40 70 20 70 40
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляла его через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Так в совместной деятельности проводила игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.
Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.
В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии, излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.
Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, в порядке ли обувь, девочки просят расчесать волосы.
На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.
На первой встрече родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.
На родительском собрании в форме беседы за круглым столом обсуждалась тема «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Родители ознакомились с результатами диагностики уровня сформированности привычек нравственного поведения и убедились в том, что показатели недостаточно высоки. Были определены задачи общего взаимодействия по решению данной проблемы.
Практикум для родителей. «Игры, развивающие нравственные качества детей», помог родителям через игры почувствовать насколько, иногда бывает сложно подобрать нужные слова, сказать комплимент, выразить словами свои чувства и отношения к окружающим.
Изготовление совместно с родителями книги «Наши добрые дела»;
Для проведения в группе беседы по теме «Наша дружная семья», дети со своими родителями подготовили рассказы о своих семьях и генеалогическое семейное древо. Готовили работы для фотовыставки «Добрый поступок».
В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.
Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации). Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
2. Оформление материалов проекта.
Занятие «С чего начинается утро или слово: «здравствуй»».
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия
Занятие: «Вежливое путешествие».
Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Игровая ситуация «В автобусе», В магазине», «В больнице», в парикмахерской»
Занятие: «Поведение за столом» (практика).
Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.
Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.
Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами (ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).
Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.
: «Кто опрятен – тот приятен».
Цель: Занятие Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чистоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.
Занятие: «Наша дружная семья».
Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т. д.
Занятие: «У Мальвины день рождения».
Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т. д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно—эмоциональное настроение.
Чтение художественной литературы.
Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»
Книга-самоделка «Наши добрые дела»
Родительская встреча за круглым столом «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Цель: воспитание детей, умеющих достойно себя вести в обществе и стать впоследствии гармонично развитой личностью.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3. Баринова Е. В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5. Мулько И. Ф. Этика для детей 5—7 лет : Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.