Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Занимательные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Надежда Лихачева
Мастер-класс для родителей «Занимательные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста, укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников

Задачи:

1. Раскрыть актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Показать на практике эффективные методы и приёмы по развитию речи.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Занимательные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: воспитатели, родители, старший воспитатель

Форма проведения: мастер-класс.

Раздаточный материал:

карандаши;

пробки от пластиковых бутылок;

прищепки;

массажные мячи;

шнуровка.

Оборудование:

Схема «Биологически активные точки ладоней рук»;

Консультация для родителей «Пальцы дружная семья»;

Картотека «Пальчиковые игры».

Ход мастер-класса :

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашем мастер-классе.

Активизация родителей :

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Теоретическая часть:

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В 2018-2019 учебном году я веду кружок по развитию речи «Говорушки». В своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей :

артикуляционная гимнастика;

дыхательная;

пальчиковая гимнастика;

игровой массаж, самомассаж.

Артикуляционная гимнастика – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи : языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. Давайте вместе с вами, выполним одну из таких гимнастик, предлагаю побыть в роли детей и поиграть.

«Прогулочная»

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…

Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….

А теперь наоборот. Ловко тянутся вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался. Вверх – взлетел … и вниз – спускался.

Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок.

Вот и кончилась разминка….

Язычок ложиться спать. (выполняется вместе с родителями)

Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Предлагаю взять коктейльные трубочки и поиграть в воздушный футбол.

«Воздушный футбол»

Берем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из крышек. Нужно «забить гол» - дуть на шарик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка :

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Давайте познакомимся с некоторыми из них (совместно с родителями проводится игротренинг).

Прошу вас мне помогать.

Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

- Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

- Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

- Крепко пальчики сожмем,

После резко разожмем.

Игра с карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

Игры с пробками (пластмассовыми).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Игра с мячиком-ёжиком

Маленький колючий ёж,

до чего же ты хорош

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки.

Игра “Помогаю маме”.

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему поиграть. Прошу всех принять участие. Необходимо ответить на вопрос: Как можно использовать данный предмет для развития мелкой моторики. Вытягиваем листочек с названием предмета. (В корзине находятся листочки)

1. «Фасоль» - выкладываем различные предметы, сортировать белую и красную;

2. «Тесто» - лепим куличики;

3. «Макаронные изделия» - нанизываем на веревочку, выкладываем узоры;

4. «Пробки» - закручиваем, откручиваем, шагаем по столу;

5. «Манка» - рассыпать на поднос и рисовать пальчиком по крупе;

6. «Горох» - пересыпать из одного стакана в другой

7. «Мелкие крупы» - пересыпать ложкой;

8. «Геркулес» - спрятать игрушки;

9. «Пластмассовые стаканчики» - делать пирамидки.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни малышу, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.

Рекомендация родителям :

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

Игра не должна строиться на принуждении;

Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки;

Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Все внимание и неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко.

Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.

Большое спасибо за внимание и активное участие.

Список литературы:

1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» Владимир,2006г.

2. Балая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». М. ,2000.

3. Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики».- М. :ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

4. Данилова Л. «Пальчиковые игры»

5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. Издательство Сфера, 2005 год

6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. ,2000.

7. Шанина С. Е. «Играем пальчиками-развиваем речь» М. ,2008г.

Публикации по теме:

«Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет «Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление связи семьи.

Мастер-класс для педагогов «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: речевое развитие дошкольников с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр. Задачи: 1) показать важность работы по развитию.

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей» "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста" (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2. Заинтересовать родителей актуальностью.

Мастер-класс для родителей «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста» Детско-родительский проект «Школа заинтересованных родителей». Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей.

Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста» Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей.

Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В современном мире, всё чаще живое общение детям.

Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Занимательные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 июня 2019 в 12:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД