Получи документы

Занимательные приёмы для усвоения артикуляционной гимнастики

Ольга Гранкина
Занимательные приёмы для усвоения артикуляционной гимнастики

Материал подготовлен учителем – логопедом МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка».с/п 156 Гранкиной О. Б.

Чёткая, грамотная речь – залог полноценного всестороннего развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее коммуникация со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Занимательные приёмы для усвоения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными или наоборот раздражительными, двигательно расторможенными, агрессивными. Ребёнок даёт негативную реакцию на то, что его зачастую не понимают.

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. С самого раннего детства ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, он совершает различные движения: сосательные, жевательные, глотательные, мимические. Но

этих движений недостаточно в случае речевой патологии. Для целенаправленного укрепления и развития мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Развитие артикуляционного аппарата — процесс длительный, и для того, чтобы ребёнок не потерял к нему интерес, необходимо придерживаться некоторых правил:

а/ желательно к каждому упражнению подобрать короткий стихотворный текст:

К упражнению «Лягушонок» - Растянуть губы в улыбку

Лягушонок улыбнулся,

Рано утром он проснулся.

б/ необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например с предметом, изображенным на картинке :

«Змейка». - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели». - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам;

в/ можно подобрать к каждому упражнению соответствующую игрушку, чтобы ребёнок не только визуализировал образ, но и смог ощутить его тактильно.

Разнообразить и внести элемент таинственности и занимательности можно следующими приёмами :

когда каждое упражнение будет хорошо знакомо детям, можно игрушки сложить в «Чудесный мешочек», «Чудесную коробочку или сундучок», в Волшебную шкатулочку, «Сухой бассейн» с различными наполнителями (горох, фасоль, манная, гречневая крупа, песок и т. д.)

Ребёнок, доставая игрушку, получает дополнительную информацию в виде тактильных ощущений, дающих понятие о её качестве: материале, из которого она изготовлена, его структуре, температурных ощущениях, твёрдости и мягкости, размере, форме и т. д. Это в свою очередь создаёт целостное восприятие образа и стимулирует развитие памяти, внимания, логического мышления, формирует интерес к деятельности в целом.

К своей работе подходите творчески, старайтесь использовать разнообразные креативные приёмы, и вы почувствуете положительный отклик со стороны своих воспитанников.

Удачи вам!

Артикуляционная гимнастика

(общий комплекс)

Рыбка в озере живет,

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

Открывать и закрывать рот;

Бегемот раскрыл свой рот,

Булки просит бегемот

Широко открывать рот;

Лягушонок улыбнулся,

Рано утром он проснулся.

Растянуть губы в улыбку;

Прилетели уточки

И подули в трубочки.

Вытянуть губы трубочкой;

Ловко прячут хомяки

Вкусный корм за две щеки.

Надувать щеки

Где трава растёт дремучая,

там живёт змея ползучая

Приоткрыть рот, медленно высовывать язычок, как можно дальше;

Языком достать до носа

Получилось у Барбоса.

Тянуть язык к носу;

Любит мишка угощенье-

Очень вкусное варенье

Облизывать верхнюю губу, выполняя движение сверху вниз;

Нашей киске нелегко,

Она лакает молоко.

Лакающие движения язычком

Пришла пандочка-подружка,

и болтает всем на ушко.

Облизывать верхнюю губу, выполняя движение сверху вниз, произнося, (бл-бл-бл);

А зайчишка ловко,

наш грызёт морковку

Слегка покусывать язычок, продвигая его вперёд и назад;

Наша киска любит Вискас,

Грызёт Вискас наша киска.

Слегка покусывать боковые края язычка;]

А щенок наш громко косточку грызёт,

Он резвится и играет, и никак не устаёт

Слегка покусывать язычок в разных направлениях

Обезьянка корчит рожи,

На кого она похожа?

Покусывание, пошлёпывание язычка в разных направлениях.

Вот – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично;

Публикации по теме:

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗДидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Важно помочь ребёнку.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа» Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательные приёмы для усвоения артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 17:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД