«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»  (из опыта работы)

Светлана Колоколова
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»  (из опыта работы)

Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность.

Будучи государственным коррекционным детским садом, мы имели пятилетний опыт работы с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.В данный момент в нашем учреждении обучаются две категории дошкольников:

- 8 групп дети с тяжелыми нарушениями речи;

- 2 группы кратковременного пребывания – дети до трех лет.

в своей работе я использую личные наблюдения, анкетирование. Принимая новых детей, я обязательно подробно изучаю данные клинического и психологического обследования, медицинские карты, протоколы МПК, беседую с родителями каждого ребенка, дополняя все это собственными педагогическими наблюдениями.

На основе этого складывается подробная характеристика каждого ребенка, которая отражает состояние речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Использование мной здоровьесберегающих технологийна коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствуют повышению речевой активности;

• развивают речевые умения и навыки;

• снимают напряжение, восстанавливают работоспособность;

• активизируют познавательный интерес;

• улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

• укрепляют здоровье детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

Я выделила для себя следующие направления в работе:

сохранение и укрепление физического здоровья ребенка;

сохранение и укрепление психологического (эмоционального) здоровья ребенка;

пропаганда и продвижение здорового образа жизни в сознание родителей.

Все предлагаемые мной формы вам достаточно известны, однако существуют нюансы при их проведении, и я бы хотела рассказать именно об этом.

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

1. Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Так же использую как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Использую всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

Также на своих занятиях по развитию диафрагмального дыхания использую методику БОС «Здоровье, Которая позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую,доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. В результате использования в практики здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния.

Артикуляционная гимнастика упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка, такие как, например «Качели»Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Вначале выполняем упражнения перед большим зеркалом, где ребенок видит и себя, и взрослого. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но нужно не забывать, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показываю ребенку, как делать то, или иное движение, на личном примере и с помощью наглядного материала, например такого как «Веселый клоун» приучая его подражанию. Слежу, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики.

Начинаю с пассивной пальчиковой гимнастики, такой как, массаж кистей рук, т. е., поглаживание кисти руки.Цель: нормализация мышечного тонуса. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной сторон кисти от кончиков пальцев до лучезапястного сустава. Затем перехожу к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Прежде чем заняться пальчиковой гимнастикой с ребенком, сначала читаю стихи сама, и изучаю жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом читаю с ребёнком стихотворение, показываю ему, как «рассказывать» стихи руками.

гимнастики для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнения.

Например: Упражнение «Филин» Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5раз.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Виды массажа используемого в моей практике:

упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек, мимико-артикуляторных мышц.

Например, Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом, надувать щеки поочередно.

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Самомассаж мячиками-ежиками Может проводиться в сопровождении стихов, а так же как вариант взаимомасссажа, т. е. ребенок - ребенку, ребенок взрослому и наоборот.

Для сохранения и укрепления психического здоровья, на своих занятиях использую следующие оздоровительные приемы:

- для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Например, упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты / Крепко с напряжением,/ Пальчики прижаты/. Пальчики сильней сжимаем. / Отпускаем, разжимаем. / Знайте девочки и мальчики. / Отдыхают ваши пальчики/.

- При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Так же сохранение здоровья детей способствует применение игровой системы. Использования игровых технологий в моей работе помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

Пропаганда и продвижение здорового образа жизни в сознание родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

В своей работе с родителями я использую мониторинг, по средствам которого, узнаю об интересующих родителей вопросах, провожу с ними беседы, консультации.

Cчитаю, что внедрение в практику работы, данных приёмов здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей. Ведь положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и родителей, при понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Публикации по теме:

Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ФИАЛКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Аналитический отчет о работе учителя-логопеда Аналитический отчет за 2013 - 2014 учебный год МБДОУ _ЦРР –д/с № 18___ Ф. И. О. логопеда.

Использование продуктивной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУИспользование продуктивной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребёнком.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда» Дмитриева М. Е., учитель-логопед.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач,.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя физической культуры по сопровождению детей с ОВЗ в условиях ОУ Взаимодействие учителя-логопеда и учителя физической культуры по сопровождению детей с ОВЗ в условиях ОУ Подготовили: Учитель физической.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе Слайд1 Успех коррекционной работы определяется созданием творческого союза педагогов, объединенных общими целями. Организатором и координатором.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»  (из опыта работы)
Опубликовано: 8 сентября 2015 в 00:56
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект НОД по физическому развитию для детей старшей группы «Пожарные учения ко Дню...
Цель: создать условия для сохранения и укрепления природного здоровья детей, развития двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые...
Краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «Зимушка-зима все дороги замела»
Подготовила: воспитатель высшей категории Стапонкус Марина Николаевна Вид проекта: практико-ориентированный. Продолжительность проекта: краткосрочный 18....
«Несуществующий дорожный знак». Мастер-класс для воспитателей, учителей, педагогов...
Как сделать дорогу более безопасной -O-? Придумать новые дорожные знаки. Этим я и занялась во время пандемии. Думаю, что в наше время важным знаком был...