штанько нина
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Зима. Зайчик в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Учитель-логопед Штанько Н. В.
«Зима. Зайчик в гостях у ребят»
Цель:уточнение знаний детей о зиме в природе.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счет слов признаков и слов действий. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
Публикация «Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе „Зима, Зайчик в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.
Коррекционно-развивающие:
Развитие слухового, зрительного, тактильного, внимания, восприятия, памяти. Развитие речевого дыхания.
Развитие диалогической речи. Учить согласовывать речь с движениями.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности,самостоятельности. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать ответственность за свои поступки, внимательное и чуткое отношение к близким людям.
Материалы и оборудование: снежинки из бумаги, ведёрко со снегом, слайды, снежок, лазерная указка, раскраски.
Предварительная работа: чтение произведения С. Соколова – Микитова «Листопадничек», разгадывание загадок о зиме и её явлениях, рассматривание зимних картин, беседы о зиме, о жизни диких животных зимой в лесу.
Методы и приёмы: игровые, элементы проблемного обучения, словесные, практические, наглядные, частично - поисковые, физминутка.
Технологии: личностно-ориентированная, исследовательская деятельность, развивающая, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.
Виды деятельности: игровая, практическая, познавательная.
Ожидаемые результаты:активация и расширение словаря; умеет ставить перед собой цель и выполнять инструкции педагога. Научился бережному отношению к своему здоровью. Умеет брать ответственность за свои поступки.
Ход:
1. Организационный -Ребята, давайте друг к другу момент. повернёмся, улыбнёмся и скажем:
«Доброе утро!»
2. Основная часть.
В комнату вбегает испуганный заяц.
З: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Листопадничек.
(Дети тоже здороваются с зайцем)
Л: -Какое интересное у тебя имя! А почему тебя так назвали, зайчик?
З: -Просто я родился осенью. С деревьев начинали опадать листья. Поэтому, мама меня так и назвала - Листопадничек.
-Ребята, со мной случилось что – то странное. Утром, когда я проснулся, то увидел, что шёрстка моя побелела и с неба на меня начали падать белые мухи. Я испугался. Ребята,помогите мне разобраться,что со мной произошло.
Л:-Листопадничек, оставайся с нами и мы тебе поможем во всём разобраться.
Л: -Ребята, вместе с Листопадничком к нам что- то залетело. Давайте посмотрим под столами.
(Дети находят в разных местах снежинки и собирают их.)
Д/и «Считай, называй»
Одна снежинка, две снежинки…десять снежинок.
К нам прилетело десять снежинок.
Дети замечают, что на некоторых снежинках изображены какие- то буквы.
Л: - Ребята, а давайте попробуем составить из этих букв слово.
Дети составляют слово ЗИМА. Читают его.
Л: -Что такое зима?
Д:-Это время года.
Л:- Назовите зимние месяцы.
Д: -Декабрь, январь, февраль.
Л: - Ребята, какие признаки зимы вы знаете? (Выпал снег, трещат морозы, реки сковало льдом)
Л: -Листопадничек, а ребята ещё приготовили загадки о зиме.
Дети загадывают загадки, а отгадки смотрят на слайдах.
Загадки о зиме.
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озёр и рек.
Что случилось?
Выпал (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд)
Кто это, воя,
Без крыльев летает
И без метёлки
Следы заметает.
Лепит сугробы
Из снежного теста,
Передвигает их с
места на место.
(Метель)
Он пришёл- никто
не видел,
Треснул он – никто
не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
Белый снег горбатый,
Лежит у нашей хаты.
Никто его не унесёт,
Весной тихонько сам уйдёт.
(Сугроб)
Странная звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку
легла-
И пропала. (Снежинка)
Д. /и «Один - много»
Л:-Ребята, а давайте мы поиграем в игру. Все наши слова отгадки
мы превратим в другие слова, когда предметов становится много.
Лёд –льды, мороз –морозы, снег – снега, метель – метели, мороз –
морозы, сугроб – сугробы, снежинка – снежинки.
Л: -Зайчик, а что ты принёс в своём ведёрке?
З: -А я наловил там белых мух и закрыл их, чтобы они не улетели.
Логопед предлагает ребятам сначала, не заглядывая в ведёрко, на ощупь потрогать и определить, что там лежит.
Ребята называют прилагательные: холодный, мокрый, мягкий.
Это снег.
Ведёрко открывают, там лежит снег.
Л: - А что такое снег (Это замёрзшая вода.)
Какие ещё слова признаки мы можем подобрать к слову снег?
(Пушистый, воздушный, рассыпчатый, белый и т. д.)
Какие слова действия мы можем подобрать к слову снег?
Снег (что делает) кружится, падает, блестит, укрывает…
Л:-Ребята, а какой всё таки снег белый, даже глаза заболели.
Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Звёздочка»
(В комнате гаснет свет и дети следят глазами за движениями звёздочки.)
1 упр. Сначала звёздочка летит вверх(5с., затем вниз (5с.) 2 раза
2 упр. Затем звёздочка двигается по часовой стрелке по круг
против часовой стрелки по кругу. 2 раза
3 упр. Теперь нужно быстро – быстро поморгать глазами.
4 упр. Закрываем глаза и лёгкими движениями пальцев стучимпо глазам.
(Свет включаем.)
А давайте подберём слова родственники к слову снег.
Д/и «Слова- родственники»
Передаём друг другу снежок и называем слово, объясняем его значение.
Снег---снежок, снежный, снеговик, снегопад, снегоход, снегирь, подснежник, белоснежный.
Упр. на дыхание «Снежинки»
На столах у ребят лежат снежинки на ниточках.
Л: -А сейчас мы побудем холодным ветерком и подуем на снежинки. А вы умеете правильно дуть? Расскажите.
Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи неподнимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку)
А теперь погреем ручки. Подуем тёплым воздухом на ручки.
Л: - Когда выпадает на улице много снега, мы выходим и лепим
снежки. Я предлагаю вам тоже слепить снежки.
Физминутка «Снежок»
(Координация слов с действиями)
Раз, два, три, четыре
Загибаем пальцы, начиная с большого пальца
Мы с тобой снежок слепили, «Лепят» меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показать шар, сжимать ладони вместе, гладить одной ладонью
другую
И совсем, совсем не сладкий Грозим пальчиком
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним, И …сломаем. Выполняем соответствующие движения
Л: - Ребята, закройте глаза и произнесите: «Су-су-су, оказались мы
в лесу!»
Беседа о жизни диких животных зимой.
На слайде зимний лес с животными.
Пришла зима и покрыла всю землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещат морозы. Холодно и голодно в лесу.
-Какие животные живут в лесу зимой?
- Чем занимается медведь? Барсук? Ёж?
- Как приготовились к зиме лиса и волк? Белка?
-А, что вы знаете про зайца?
Л: -Листопадничек, теперь ты понял, что с тобой случилось?
Твоя шубка просто стала зимней, белой и тёплой, чтобы ты не
боялся суровых морозов.
Листопадничек, а что тебе больше всего сегодня запомнилось на занятии?
Заключительная часть.
Л: -Зайчик, а твоя мама знает, что ты пошёл к нам в гости?
З:-Нет.
Л: - Ребята, что надо было зайчику сделать, перед тем,как уйти из дома?
Предупредить родителей, сообщить куда и с кем ты идёшь. И когда ты вернёшься домой. Потому что, родители сильно волнуются за детей и переживают.
Беги домой! До свидания,Листопадничек!
А я для вас ребята приготовила раскраски с зайчиками, чтобы вы запомнили наше занятие.