Кучерова Диана Салаватовна
Статья «Значимость предшкольной подготовки в современной системе образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Статью подготовила :
Кучерова Диана Салаватовна
МДОУ «ДС №114 о. в.» г. Магнитогорск
В данной статье рассматривается теоретический аспект изучения готовности ребенка к школе, значимость предшкольной подготовки ребенка к обучению в школе, формы и модели организации предшкольной подготовки.
Ключевые слова: модели организации предшкольной подготовки, роль предшкольной подготовки, требования ФГОС ДОУ, требования ФГОС НОО, формы предшкольной подготовки.
Публикация «Статья „Значимость предшкольной подготовки в современной системе образования“» размещена в разделах
В соответствии с тенденциями и требованиями, сложившимися на сегодняшний день, в обществе заметно вырос интерес к подготовке детей к школе. Именно от того, как ребенок начнет свое обучение в школе зависит и то, как сложится его дальнейшее обучение, не только в школе, но и в других учебных заведениях.
Согласно требованиям ФГОС ДО портрет дошкольника, в котором описан ребенок, готовый к школьному обучению:
1) ребенок должен быть эмоционально-отзывчивым, эмоционально реагировать и проявлять свои эмоции относительно изобразительного искусства, мира природы, музыкальных и художественных произведений, сопереживать персонажам этих произведений;
2) ребенок должен быть любознательным, интересоваться чем- нибудь новым и неизвестным ему, испытывать интерес к экспериментальной деятельности, уметь задавать вопросы взрослому, самостоятельно осуществлять учебную деятельность, соответствующую его возрасту;
3) ребенок должен уметь решать интеллектуальные и личностные задачи, соответствующую его возрасту, применять усвоенные знания для решения проблем и задач, предстающих перед ним, быть способным передать сои мысли, идеи, замыслы с помощью рассказа, конструирования или рисунка;
4) ребенок должен уметь взаимодействовать, в том числе общаться, со взрослыми и сверстниками, используя разные средства общения (вербальные и невербальные, уметь строить диалог;
5) должен уметь конструировать свою деятельность таким образом, чтобы достигать поставленные цели».
В приведенном выше портрете выпускника дошкольного образовательного учреждения (организации) указаны конкретные личностные качества ребенка, а также необходимы уровень их сформированности.
Перед дошкольным образовательным учреждение стоит задача обеспечить базу, способствующую развитию способностей ребенка, перед системой начального общего образования стоит задача способствовать личностному развитию ребенка, при этом, уже опираясь на опыт дошкольного образования (ДОУ).
Непрерывность между дошкольным и начальным общим образованиями осуществляется, во-первых, через содержание обучения и воспитания, во-вторых, посредством методов, приемов и форм организации учебно - воспитательной работы.
Для того, чтобы ребенок, переходя от системы дошкольного образования к системе начального общего образования не испытывал больших трудностей, а также для того, чтобы избежать травмирования или возникновения нарушений в его психо - эмоциональной сфере, необходимо обеспечение преемственности между двумя этими системами. То есть при совместной работе ДОУ и школы, возрастает вероятность более плавного и мягкого перехода ребенка на новую ступень системы образования, это сопутствует реализации принципа непрерывности образования.
Для обеспечения непрерывности (преемственности) образования в период перехода ребенка из детского сада в школу перед системами ДО и НОО стоят следующие задачи сотрудничества друг с другом:
1) «установление общих целей, задач и взглядов, касающихся процесса воспитания, между ДО, НОО и семьей;
2) генерирование общих целей и задач воспитания, а также путей достижения намеченных результатов;
3) разработка условий, которые будут являться способствующими благоприятному взаимодействию всех участников воспитательного и образовательного процессов;
4) всестороннее просвещение родителей в областях психологии и педагогики;
5) обеспечение помощи в преодолении проблем, возникших при поступлении ребенка в школу, путем способствования осознанию имеющихся семейных и социальных ресурсов, которые могут стать помощниками в преодолении возникших трудностей;
6) развитие в семье позитивного отношения к общественной и социальной деятельности детей».
В ФГОС ДО и ФГОС НОО указаны следующие формы работы, используемые с целью обеспечения принципа преемственности в системе образования : «работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями».
Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что принцип преемственности обучения между ДО и НОО должен строиться по следующим направлениям:
1) координирование целей и задач осуществления непрерывности на обеих ступенях образования, то есть, как ДО, так и НОО;
2) отбор и контроль за содержанием образования для детей как в ДО, так и в НОО с учетом принципов преемственности образования в соответствии с ФГОС;
3) насыщение координационных форм и методов обучения и в ДО, и в НОО.
Многие родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок успешно начал свое бучение в школе, и поэтому в наше время существует различные формы и модели организации предшкольной подготовки детей.
Предшкольная подготовка может осуществляться:
1) «На базе учреждений, которые относятся к сфере дошкольного образования. Среди их числа: дошкольные образовательные учреждения; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2) На базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.
3) В семье (образование, представленное в формах собственно семейного, которое реализуется родителями и (или) с привлечением, репетиторов.
В зависимости от потребностей, желаний и возможностей, родители (представители) ребенка выбирают оптимальную модель подготовки ребенка к обучению в школе. Это нужно для того, чтобы ребенок успешно перешел на новую ступень образования без проблем и наиболее успешно начал свое обучение в системе начального общего образования.
Именно от того как ребенок начнет свое обучение в школе может зависеть и его дальнейшее отношение к образованию, обучению, саморазвитию, самосовершенствованию, а значит и его дальнейшая реализация в жизни и в карьере.
Из вышесказанного модно сделать вывод о том, что для реализации ребенка в будущем, на старте обучения ему необходим крепкий фундамент, с которого должен начаться его путь в образовании и самосовершенствовании. В старшем дошкольном возрасте у ребенка нужно сформировать определенную базу знаний, умений, навыков, развить эмоционально – волевую готовность (положительный настрой, готовность воспринимать, усваивать и применять новые знания, подготовить к взаимодействию с новой социальной средой (постепенная смена окружения, в сопровождении с поддержкой близких, а также сформировать понимание новой социальной роли личности ребенка с ее новыми правами и обязанностями. Все перечисленное обеспечит успешный старт в школьной жизни ребенка.