Лучший педагог года

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с фольклором

Елена
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с фольклором

воспитатель

«МАДОУ детский сад №75»

Коваль Елена Владимировна

Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем что : после очередного родительского собрания, мы воспитатели младшей группы пришли к выводу о том, что современные родители обычно не знают и потому не используют педагогический потенциал «Материнского фольклора». Поэтому сегодня необходимо осмысления возможностей материнского фольклора как практики воспитания всей полноты телесно-духовных измерений человека, которое и позволит современному педагогу его успешно использовать в своей работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

Публикация «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с фольклором» размещена в разделах

Для знакомства детей с малым фольклором, я в своей группе разработала и подготовила образовательную деятельность под названием «Материнский фольклор».

Для работы по данному направлению была поставлена цель:

1. Развитие внутреннего и духовного мира ребенка, овладение родным языком по средствам русского народного творчества.

Для достижения данной цели были разработаны следующие задачи:

Формировать и обогащать словарь детей;

2. Развивать художественно-творческие способности детей;

3. Развивать нравственно-эмоциональные чувства такие как: сопереживание, доброта, трудолюбие, умение работать в коллективе и умение дружить.

В своей работе по ознакомлению детей с малыми формами фольклора, я использую следующие жанры:

Колыбельные песни;

потешки;

прибаутки;

заклички;

приговорки,

детские народные песни;

пальчиковые народные игры;

Малый детский фольклор я использую в младшей группе в следующих режимных моментах:

1. В период адаптации воспитанников;

2. Во время культурно-гигиенических процедур;

3. Во время приема пищи детьми;

4. В образовательной деятельности;

5. Перед прогулкой и во время прогулки;

6. Перед сном и после сон-часа;

7. В свободной деятельности малышей.

Для облегчения вхождения нового ребенка в группу я использую следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

Кто у нас хорошая?

Кто у нас пригожая?

Полиночка хорошая,

Полиночка пригожая!

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Но не всегда малыш в хорошем настроении, иногда детки плачут и чтобы их успокоить также на помощь приходят потешки:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки

Для Машиной потешки.

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

1. Во время проведения культурно-гигиенических процедур, я использую следующие поговорки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

* * *

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

2. Что-бы дети с удовольствием принимали пищу я использую потешки и прибаутки. Вот одна из них:

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

3. Собираясь с ребятами на прогулку вместе с ними приговариваем :

Вот они, сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем голошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот как хорошо!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

4. расчесываю девочкам волосы и приговариваю:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Во время образовательного процесса (для развития речи и сенсорного развития детей я использую следующие поговорки и пальчиковые игры:

Ах ты совушка сова,

В два обхвата голова!

На пеньке сидела,

Головой вертела,

Во траву свалилася,

В яму покатилася.

(Перебираем пальчики)

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папенька,

Этот пальчик-маменька,

Этот пальчик (Ванечка).

(игровая потешка)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт-

Забодает, забодает, забодает!

Так-же во время образовательного процесса не редко меня выручают заклички на пример:

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

* * *

Во время тихого часа я использую колыбельные песни,

а наши детки напевают колыбельные песни во время игр с куклами.

«Ай, бай, бай, бай, (качают головой)

Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)

Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)

Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)

А наш мальчик будет спать, (сложенные вместе ладошки под щёчку)

Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)

10. Наши детки очень любят играть в музыкальные, подвижные игры, одна из них : «Вышла курочка гулять»

Детки нашей группы любят слушать докучные народные сказки. Они очень веселые и легко запоминаются детьми.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

В бане был?

Был.

Тело мыл?

Мыл.

А где мочало?

Начинай сначала….

Вывод: Я считаю что большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, необходим и востребован в современном образовании. В материнском и детском фольклоре - те ценности и смыслы, которые они способны передать ребенку, а так же формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют. Поэтому я пришла к выводу о том, что «Материнский фольклор» – это основной инструмент развития ребенка.

Публикации по теме:

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]»Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]» Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»,.

Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё»Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё» Конспект занятия «Знакомство с буквой Ё» Цель:: познакомить детей с буквой Ё. Материал и оборудование: проектор, программа «Буквария»,.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука [Б], дать детям представление.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» Цель: познакомить с буквой Ц, совершенствовать произношение звука [ц]. Материал и оборудование:.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» (2 занятия)Цель: познакомить детей с буквой Ч, развивать произношение звука [ч]. Материал и оборудование:.

Знакомство детей дошкольного возраста с геометриейЗнакомство детей дошкольного возраста с геометрией Зачем нужна геометрия ребёнку? Обучение и развитие ребёнка должны быть неразрывно связаны с практической жизнью, с бытом ребёнка. Изучение.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со стихотворением С. Чёрного «Жеребёнок»Знакомство детей младшего дошкольного возраста со стихотворением С. Чёрного «Жеребёнок» Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, формировать представления о детёнышах животных. 1. Слушание стихотворения.

Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.

Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе "Буквария" познакомились с буквой "В". 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили "награду" - воздушные шарики.

Знакомство с фольклором разных народов России в рамках проекта «Посткроссинг». Мои размышленияЗнакомство с фольклором разных народов России в рамках проекта «Посткроссинг». Мои размышления Рисунок по народной якутской сказке "Мышонок и оленёнок" Саши Ф. В начале 2016 года я получила предложение на МААМ от московского педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с фольклором
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 17:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД