Немцева Анна Николаевна
«Знакомство с искусством гжельской росписи». Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Знакомство с искусством гжельской росписи». Конспект занятия по рисованию в старшей группе.
Цель: познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение передавать элементы росписи;
• закреплять умение рисовать акварелью;
Развивающие:
Публикация «„Знакомство с искусством гжельской росписи“, Конспект занятия по рисованию в старшей группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Гжель. Рисование
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Рисование
- Рисование по лексическим темам. Конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать развитию творческого воображения и фантазии;
• развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к народному искусству;
• вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: изделия гжельских мастеров, дидактические альбомы.
Раздаточный материал: краска-акварель синяя и белая; кисти толстая и тонкая; силуэт вазы на альбомном листе, банка с водой, салфетка.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Воспитатель: Россия славится своими мастерами. Русский народ передает свою любовь к Родине в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
Воспитатель: В 60 километрах от Москвы на берегу реки Гжелки стоит село Гжель. Вот Гжель – старинное село, на берегу реки стоит оно,
А речку – Гжелкою все называют, и глину белую здесь люди добывают.
Жили там добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», потому что изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как свой край прославить. Решили лепить такую посуду, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер увидел на улице козлика и вылепил его. Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали думать, как бы украсить такую затейливую посуду. Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И сейчас есть старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
А в речку Гжелку окунулись небесные просторы,
И в этой синеве рождаются узоры!
То «капельки», то «сеточки»,
то «дуги», «завитки»…
Как будто волны синие
У Гжелочки – реки.
Воспитатель показывает детям простейшие элементы гжельской росписи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Какие элементы гжельской росписи вы видите? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в гжельской росписи можно увидеть: кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки. Гжельские узоры приятно рассматривать. Они встречаются не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров.
Воспитатель: Они вам нравятся? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем нравятся? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на гжельской росписи? (Ответы детей)
Воспитатель: Сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка
Говорит цветку цветок: Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку, Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай, Утром солнышко встречай. (Вращение головой)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны)
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук) Наконец готовы все День встречать во всей красе.
Воспитатель: Предлагаю вам стать гжельскими мастерами, будем расписывать вазу.
Показ воспитателя.
Воспитатель: Мастера расписывают фарфоровые предметы мягкой кистью, кобальтовой (синей) краской. Напомните мне, как получить голубой цвет? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы на палитре смешаем белую краску с каплей синей. (Дети смешивают)
Воспитатель: Обведем тонкой кистью синей краской вазу по контуру. Нарисуем в центре вашей вазы голубой краской круг.
Синей краской рисуем маленький синий круг в центре больших голубых.
Воспитатель: Возьмем кисточку, обмакнем в синюю краску так, что бы краска покрывала весь ворс и, прикладывая кисточку от синих кругов в центре голубых будем рисовать ромашку. Один раз приложили кисточку - получили один лепесток. Цветы у нас получились красивые, надо нарисовать листики. Листочки тоже будем рисовать, прикладывая кисточку. Можно нарисовать полоски, сеточку на вазе.

Пальчиковая гимнастика
Пошли пальчики гулять
А вторые догонять
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Практическая деятельность детей.
Дети по желанию дополняют узорами свой рисунок.
Рассматривание готовых работ.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Выделить наиболее выразительные работы.
На фоне белоснежном
Узоры нежно – синие,
Как будто очи яркие
моей родной России!
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какой росписью познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: Где возникла гжельская роспись? (Ответы детей)
Воспитатель: Назовите элементы гжельской росписи? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)