Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»

Аннета Осетрова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Знакомство с литературными жанрами

Цель: ознакомление детей с основными литературными жанрами, расширение словарного запаса.

Задачи: познакомить детей с понятиями, фольклор, сказка, пословицы, поговорки, рассказ, басня; научить находить различия между этими жанрами.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, скажите, кто из вас знае, что такое фольклор?

-Ответы детей.

Воспитатель: - Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых может быть высказано поучение, мысли о мире и о жизни. В пословицах и поговорках используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный.

Воспитатель:

-Послушайте ребята пословицы и поговорки про весну:

Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель обманет, под май подведет.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.

В апреле земля преет.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

В марте день с ночью меряется, равняется.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

В марте-апреле зима спереди и сзади.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

Воспитатель:

- А сейчас послушайте загадки про весну:

- Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

-= Ответ =-

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришёл.

-= Ответ =-

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня.

-= Ответ =-

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

-= Ответ =-

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

-= Ответ =-

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

-= Ответ =-

Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

-= Ответ =-

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

-= Ответ =-

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

-= Ответ =-

Воспитатель:

- А что такое сказка?

-Ответы детей.

Воспитатель:

- Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощённые бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый старец, Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское). Сказка, как правило, имела счастливый конец. Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.

- Перечисление сказок детьми.

Воспитатель:

- Мы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.

Воспитатель читает Рассказ В. Сутеева "Три котёнка".

- ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА

Воспитатель:

-А сейчас послушайте меня ребята:

Басня Крылова Лебедь рак и щука

Содержание: Басни Крылова

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Воспитатель:

- Скажите, что это за литературный жанр?

-Ответы детей.

Воспитатель:

- Это Басня – это произведение литературы прозаической или стихотворной формы, с характерными поучительными и юмористическими фразами. Концовкой басни является мораль. Персонажами басен становятся птицы, животные, растения или вещи, подразумевающие определённых людей и высмеивающие их недостатки и пороки

Воспитатель:

- А что такое стихотворение?

-Ответы детей

Воспитатель: - Стих (стихотворение) - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения

Веселые льдинки

И. Демьянов

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки – веселые льдинки.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Воспитатель:

- И так скажите, что мы сегодня узнали нового?

- Ответы детей.

Публикации по теме:

«Использование проектной деятельности при знакомстве детей дошкольного возраста с жанрами живописи» Цель: - Разработка вариативных форм образовательной деятельности с детьми по художественно - творческому развитию (изобразительная деятельность).

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Цель: • Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней - с одним из жанром художественно.

Моё знакомство с мандалойМоё знакомство с мандалой Пробегая по просторам интернета взгляд мой остановился на рисунках и раскрасках, так называемых «антистрессах». О! При нашей не совсем спокойной.

НОД «Знакомство с искусством. Портрет» .

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Знакомство с БолгариейЗнакомство с Болгарией В целях развития международного сотрудничества в сфере дошкольного образования, обмена опытом и реализации совместных проектов в сфере дошкольного.

Знакомство с олимпийскими играми В нашей группе прошла тематическая неделя "Олимпийская неделя". Дети узнали что такое олимпийские игры, символика. Была показана презентация.

Знакомство с шершнямиЗнакомство с шершнями Все мы знаем, что окружающий мир открывается ребёнку не только из рассказа воспитателя или родителей, но и через опыт его личных ощущений.

Знакомство с журналамиЗнакомство с журналами Знакомство с журналами В нашем ДОУ, проходил проект «Неделя книги». В рамках этого проекта, я отвела два дня на то, чтобы познакомить ребят.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 23:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение».
Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили такую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому языку в 4 классе по...
Фотоотчёт о занятии по лепке с детьми 5–6 лет на тему «Медведь»
Лепка является одним из самых любимых занятий детей. На тематической неделе «Дикие животные» предложила ребятам слепить бурого медведя. Сразу услышала от...
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...