Приложение МААМ

Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»

Татьяна Клочкова
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»
▼ Скачать + Заказать документы

«Знакомство с русской избой и печью»

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, печью, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи:

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской избой и печью“» размещена в разделах

познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

• развивать речь детей с помощью народных пословиц, поговорок, загадок;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

• развивать художественно-творческие способности детей.

Словарь:

Обогащать словарь: горница, божница, люлька, чугунок, ухват.

Активизировать словарь: изба, печь, самовар, сундук, утюг.

Оборудование: комната «Русская изба» с предметами старинного быта: сундук, длинный стол, самовар, полка с посудой, печь, лапти, дрова, утюг, чугуны с ухватами и др., ноутбук, игрушка кот, фото старых домов.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме «Русская изба». Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Ход занятия:

Хозяйка избы (воспитатель в русском костюме) встречает детей у входа.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходили домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.

Пришедшим на эту землю, первым делом надо было построить жильё. Нужны были брёвна. Дома были деревянные. Строительного материала хватало, так как лесов в округе было достаточно.

Посмотрите фотографии, как выглядели первые домики в нашем селе, сравните с многоэтажными кирпичными домами, которые строятся сейчас в нашем городе.

- Первые дома были бревенчатыми, крыша из соломы, вместо стекла в окне был натянут бычий пузырь. Печку, ребята, топили дровами. Но иногда даже трубы у дома не было, и тогда топили по-чёрному. Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное оконце в стене под потолком выходил на улицу.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом, из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

С елью стройной мы родня –

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки. (Сосна – показ картинки)

- Строили избу из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

- В каждой избе был угол, где висели иконы, он назывался божница.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

- Главное в крестьянской избе – это… отгадайте загадку…

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печка)

- Да это печка. В старину дорогих гостей усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Вы мои дорогие гости, поэтому я хочу рассказать вам про нашу горницу, т. е. про эту комнату. Как жила крестьянская семья, как использовали предметы старинного русского быта.

-Горница у нас небольшая,

Да красивая какая!

Вам убранство покажу,

Да про печь всё расскажу!

Послушайте:

У хозяев гордость - печь!

Поведу о ней я речь!

Всё готовится в печи

И хлеба, и калачи

Каши и картошка,

И баранья ножка!

- Печь – это тепло, на печи спали, готовили, пекли и даже мылись.

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду - валенки, рукавички после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров.

Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Как вы думаете, чем топили печь? (Дровами). Правильно ребята. (картинка)

- А кто же занимался заготовкой дров? Конечно мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Физкультминутка. Давайте и мы с вами поможем в заготовке дров.

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

- Что можно было приготовить в печи? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. (Показ картинки)

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические плиты, на которых готовят еду ваши мамы.

- А в чём они готовят? (Кастрюля)

- Ребята, раньше кастрюль не было и обед хозяйка готовила (показ чугунка и загадка)

- Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля (чугунок)

- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве, в нём хозяйки готовили еду. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- Какие вы, умнички, все знаете, все загадки отгадываете.

А возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?

- А почему? (Можно обжечь руки)

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его. (ухват)

Хозяйка предлагает детям ухватом достать чугунок и поставить на стол.

Стол – это место семейной трапезы. Семья собирается вокруг стола, показывая своё единство.

Раньше за большим столом обедали все вместе из большой деревянной чашки деревянными ложками. Начинал трапезу дед или отец, а потом – дети.

Отгадайте загадку:

- Всех кормлю с охотою,

А сама безротая… (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Хозяйка: Дорогие гости….

-Посидеть за самоваром, Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром, У него горят бока.

Самовар поёт-гудит, Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар, Наш красавец самовар!

Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду, я вас со своим другом познакомлю.

Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик – Васька. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. (Игрушка кота).

- А вы знаете про него потешки и расскажете мне.

Потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток (Ребёнок читает потешку).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- Давайте поиграем с котиком.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).

- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький лобок.

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать.

- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

- Ребята, пока мы укладывали «дочку» спать, самовар скипел и можно сесть за стол. За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

А я вам напекла оладушек. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками! Хозяйка приглашает всех к столу.

«Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Маше два, Паше два,

Ване два, Ане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.»

(имитируют действия)

Хозяйка угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка.

Вос-ль в группе подводит итог.

- Ребята, где вы были, из чего строили дома, на чем хозяйка готовила обед, какие предметы старинного русского быта вы запомнили и как их использовали? Что вам понравилось? А чтобы вы не грустили, поиграем в русскую народную игру «Карусель».

«Карусели»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

(Дети останавливаются).

Публикации по теме:

«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров»«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Методические задачи:.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Фотоотчет «Знакомство с русской печкой»Фотоотчет «Знакомство с русской печкой» Для знакомство детей с русскими народными традициями, я изготовила макет русской печи и предметами старинного русского быта (кочерга,чугунок,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Пластилинография и знакомство с русской матрешкойПластилинография и знакомство с русской матрешкой В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому при работе с дошкольниками так важно больше.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 20:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клочкова (УИ 172041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД