МААМ-картинки

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией

Татьяна Киндиченко
Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией

Конспект открытого урока для 4 класса

«Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова».

Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н. А. Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…” формирование умений и навыков слушания и выразительного исполнения.

Тип урока : Изучение нового материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Публикация «Конспект открытого урока по музыке для 4 класса „Знакомство с творчеством Н, А, Римского-Корсакова“ с презентацией» размещена в разделах

1. Способствовать развитию кругозора и интереса к музыкальной деятельности;

2. Формировать умение вести сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками, работая в групповом и коллективном исполнении.

3. Создать условия для развития личностных качеств таких, как внимание, усидчивость, самооценка.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Познавательные: Формировать у учащихся эмоциональную отзывчивость на музыку программно-образного характера, умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными.

Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе, живописи и музыке.

Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, умение слушать и вступать в диалог, потребность в общении с учителем. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. Познакомить учащихся с творчеством русского композитора- сказочника Н. А. Римского- Корсакова с музыкой оперы «Сказка о царе Салтане».

2. Повторить закрепить у учащихся знания о жанре опера, об изобразительности и выразительности и в музыке.

3. Дать представление понимания, что такое регистр.

4. Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки, литературы и живописи.

5. Развитие умения размышлять о музыке, определять ее характер, настроение.

Тип урока : Формирование новых знаний и актуализация ранее усвоенных.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности, создание ситуации успеха, игровой, создание проблемной ситуации, поисковый, диалог.

Педагогические технологии: интегрирование музыки, живописи, литературы, активный диалог, педагогика сотрудничества, игровая технология, ИКТ.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Здоровье сберегающие технологии: элементы дыхательной, ритмической гимнастики. Виды музыкальной терапии.

Оборудование: Мультимедийная презентация, синтезатор, компьютер, музыкальный центр, шумовые инструменты (бубен, колокольчики, маракасы, треугольник и др.)

Музыкальный материал : Фрагменты из оперы Н. А. Римский –Корсаков «Сказка о царе Салтане» музыкальные темы : Белочки, богатырей, царевны-лебеди.

«Сказка приходи» сл. Юлий Ким муз. Владимир Дашкевич.

Видео материал: мультимедийное сопровождение в виде презентации к уроку, портреты композитора Н. А. Римского- Корсакова и поэта А. С. Пушкина.

Ход урока.

1. Организационный момент. Начало урока.

2. Основная часть. Повтор пройденного материала. Слушание музыки, беседа.

3. Исполнение музыкальных произведений учащимися.

4. Домашнее задание.

5. Самооценка.

6. Рефлексия.

Дети входят в класс под песню «Песня о сказке»

Слайд №1- начало презентации

Ход урока

Слайд №2 «Сказочная дверь».

Учитель. Здравствуйте ребята. Как вы думаете, что открывается за этой дверью? Что от нас там прячется?

Дети: Приключения, сказка, путешествие и т. д.

Учитель: Правильно, путешествие в театр на сказочное представление. Как вы думаете с каким музыкальным жанром мы сегодня встретимся?

Дети: (пытаются отгадать) Балетом, оперой.

Учитель: Я вам дам подсказку.

Слайд 3 «Афиша».

Дети читают информацию на афише.

Учитель: Вот и узнали мы, что волшебной дверью открывается дорога в театр на где мы будем смотреть и слушать оперу «Сказку о царе Салтане». Давайте вспомним, что такое опера.

Дети: Опера - это музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.

Слайд 4

Учитель: Проверим себя. (Дети читают полное определение оперы)

Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

Дети. А. С. Пушкин.

Слайд 5

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Музыку к его сказке написал композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков. Читая сказки А. С. Пушкина, он воскликнул «Что за прелесть эти сказки!», с тех пор музыкальные темы, мелодии буквально преследовали композитора и просились на нотную бумагу, именно Николай Андреевич Римский-Корсаков создаст замечательные сказки оперы: «Золотой петушок» «Снегурочка», «Садко», «Кощей Бессмертный» .

Слайд 6

Учитель. Для урока я подготовила для Вас таблицу. Заполняя ее правильными ответами, Вы суммируете баллы и поставите себе оценку за урок. За правильные и подробные дополнительные ответы будут ставится дополнительные баллы.

Ознакомьтесь с таблицей №1.

№ Вопросы, задания Номера правильных ответов Баллы

1 Какие инструменты прозвучали?

5.2.4.1.3. 1

2 Какой инструмент солирует во фрагменте оперы «Белка»? 5 1

3 Количество баллов за правильные ответы в таблице №2 1-6

4 Дополнительный баллы полученные на уроке

Всего:

1. Арфа.

2. Труба

3. Гобой.

4. Скрипка

5. Флейта.

6. Литавры.

8. Виолончель.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные спектакли, оперы, балеты?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Только в музыке это называется особенным термином или словом увертюра. Каждая часть сказки-оперы начинается со звучания фанфар. Зрителей призывает музыка к вниманию, обещая встречу с чем-то очень интересным, волшебным.

Слушание музыкальный отрывок. «Фанфары».

Слайд 7

Учитель. Какие инструменты сейчас прозвучали? Выберите на слайде правильные ответы и запишите на листке в таблицы их номера.

Дети. Записывают в таблицу

Учитель. У каждого инструмента свой регистр. Что такое регистр? Мы уже встречали это слово на лепестке цветка «Семь составных Мелодии»

Дети. -O-?

Слайд 8

Учитель. Давайте запишем в тетрадь определение регистра.

Слайд 9

Регистр– это отрезок диапазона какого-либо инструмента или певческого голоса. (дети записывают определение).

Учитель. В музыке используются три вида регистра. (Учитель показывает на синтезаторе музыкальный отрывок в высоком, затем среднем и низком регистрах).

Итак сделаем вывод каким бывает регистр?

Дети. Высоким, низким, средним.

Учитель. Певческие голоса у исполнителей тоже разной высоты. Название голосов мы уже проходили. Ваша задача вспомнить их звучание и название и поставить нужные стрелки.

Заполните самостоятельно таблицу №2 певческих голосов.

Три чуда Регистр Название мужские и женских голосов

Царевна лебедь. Высокий альт тенор

Черномор Средний бас баритон

Белка Низкий сопрано

Учитель. После заполнения первой части отложите таблицы в сторону

Учитель. Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. Ребята, вспомните, пожалуйста, какие это чудеса?

Дети:перечисляют «Поющая Белка», «Богатыри», «Царевна лебедь»

Учитель. 1 чудо.

Учитель. Прочитаем стихи Пушкина о белке.

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Слайд 11

Внимание задание: Самостоятельно определите и запишите в таблицу какой инструмент солирует во фрагменте оперы «Белка»?

(Просмотр видео фрагмента) записывают в таблицу №1 правильный ответ.

Учитель. Заполняем таблицу №2. Показываем стрелкой, в каком регистре звучит музыка Белки.

Дети. (записывают в таблицу правильный ответ в высоком регистре).

Учитель. На какую русскую народную песню похожа музыкальная тема хора из оперы «Сказка о царе Салтане».

Слайд 12

Дети. На русскую народную песню «Во саду, ли в огороде»

Учитель: Сейчас небольшой музыкальный антракт. Проговорим слова

«Во саду, ли в огороде,

Девица гуляла

Она ростом невеличка

Лицом круглолица».

А теперь негромко пропоем мелодию на слог. Сядьте удобно, спину выпрямите.

Исполнение мелодии на разные слоги. Стакатто, легатто.

Кто хочет воспользоваться музыкальным инструментом треугольник и простучать ритмический рисунок песни?

Дети исполняют задание. Правильно отвечающие ребята записывают себе дополнительные баллы

Учитель. Какой еще из предложенных музыкальных инструментов можно выбрать для исполнения этой мелодии не нарушая границ диапазона заданного регистра.

Дети. Колокольчик. (дети исполняют)

Учитель. Антракт закончен, мы снова продолжаем знакомить с чудесами «Сказки о царе Салтане». Какое 2 чудо?

Дети. Богатыри

Слайд 13

Учитель. «В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри, в сказке скажите, в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. С помощью какого ритма?

(Звучит фрагмент)

Дети. Маршеобразного.

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

Поставьте стрелку, в таблице в каком регистре звучал марш Богатырей?

Дети. Отмечают низком регистре.

Физминутка.

Учитель. А теперь антракт с игрой на внимание. Разделитесь на две команды. Слушайте внимательно музыкальные фрагменты. Если звучит марш – то вы должны маршировать,

если звучит танец – то хлопаем в ладоши. (Р. Шуман. Военный марш, Ф. Шопен. Вальс_.

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь»

Слайд 14

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какой у нее характер. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. В каком регистре вы бы изобразили Царевну?

Дети. предполагают.

Учитель. Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Слушают музыкальный фрагмент, отмечают регистр в таблице №2

Учитель. Настало время проверить таблицу №2. Передайте свои таблицы соседу по парте и проверим правильные ответы. За каждый правильный ответ ставим один балл,

6 максимальное количество баллов за работу в таблице №2.

Слайд 15

Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане».

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Опера не бывает без арий главных героев, а урок музыки не может быть без пения. Сегодня мы исполним песню «Сказка приходи» сл. Юлия Кима муз. Владимира Дашкевича.

Дети поют.

1. Если вы не так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

Это настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

Припев

Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

2. Ты узнаешь много волшебных историй:

Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.

Тут и Черномор, тот самый, который

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

Припев.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке самостоятельно. На слайде стоят оценки за баллы набранные сегодня на уроке. Поставьте себе оценку.

Слайд 16

Учитель. На партах лежат орешки трех цветов. Если вам было интересно и вам очень понравилось урок, то поднимите оранжевый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, поднимите желтые орехи А если вы скучали на уроке и вам было не интересно поднимите коричневый орех.

(Дети показывают разноцветные орехи).

Учитель. Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.

№ Вопросы, задания Номера правильных ответов Баллы

1 Какие инструменты прозвучали?

2 Какой инструмент солирует во фрагменте оперы «Белка»?

3 Количество баллов за правильные ответы в таблице №2 1-6

4 Дополнительный баллы полученные на уроке

Три чуда регистр Название мужские и женских голосов

Белка

Царевна лебедь.

Черномор

Всего:

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Игра-викторина с презентацией «Сказки Ш. Перро в музыке П. И. Чайковского» Игра-викторина с презентацией «Сказки Ш. Перро в музыке П. И. Чайковского»Предлагаю вашему вниманию игру-викторину по сказкам Шарля Перро и.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина»Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина» Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. • Формировать умение внимательно рассматривать.

Конспект открытого музыкального занятия «Три кита в музыке» в старше-подготовительной группе Цель: обобщить и привести в систему знания детей о музыкальных жанрах. Задачи: Обучающие: - учить высказываться о музыке. - учить различать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Конспект занятия с презентацией «Знакомство с буквой Б. Закрепление»Конспект занятия с презентацией «Знакомство с буквой Б. Закрепление» Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» (закрепление) Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука Б, дать.

Конспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитаниюКонспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию 1. Организационный момент. Введение в данную тему происходит в форме диалога. Объявляется тема, задачи. Задачи: Познакомить с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 09:13
+215Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД