Конспект муз. занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и произведению А. С. Пушкина для старшей группы ДОУ

Инна Михайловна Козлова
Конспект муз. занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и произведению А. С. Пушкина для старшей группы ДОУ

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии об этом знаменитом на весь мир писателе и поговорим о его самой известной «Сказке о царе Салтане».

Вы все знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина?

Если вдруг кто-то до сих пор не знает содержание этой сказки — мы сейчас узнаем ее,благодаря волшебной силе музыки и опере Римского -Корсакова с таким же названием.

Мы с вами совершим удивительное путешествие в музыкальную страну под названием «опера».

Что такое театр? Какие театры вы знаете?

Во всех больших городах есть театры и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете для чего люди ходят в театр (ответы детей)

Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Зайдя в здание, мы попадаем в фойе,где люди отдыхают,общаются. а после звонка, который приглашает всех на спектакль, попадают в зрительный зал.

Мы сейчас посетим не просто театр, а в музыкальный театр и познакомимся с оперой (спектакль, где все герои только поют, не разговаривают и танцуют,как в балете) великого русского композитора Н. А.  Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Этого композитора называют " сказочником". С его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка.  Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н. А.  Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.

Итак, начинаем сказку.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком:

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря". 

В этот момент в избу входит сам царь Салтан. Он подслушал разговор сестер под окном. Больше всего Салтану понравилась мечта третей сестры, которая хотела родить богатыря. Именно третьей сестре Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Двум другим сестрам Салтан предлагает перебраться жить к нему во дворец в качестве поварихи и ткачихи.

Старшие сестры обиделись на Салтана, позавидовали младшей сестре и написали царю письмо, который был на войне, что царица мол родила ему «неведому зверюшку». После этой лжи царицу и родившегося младенца закрывают в бочке и сбрасывают в море.

Сейчас мы послушаем музыку моря. Музыка звучит то тише, то громче, мелодия то опускается, то поднимается. Вы услышите, как играет вода, как она плещется. Музыка моря звучит в исполнении скрипок.

СЛУШАЕМ «МОРЕ»

Музыка моря затихает, бочку вынесло на необитаемый остров Буян.

Из бочки появляется царица и уже повзрослевший сын-царевич Гвидон. Для того, чтобы накормить голодную мать, Гвидон собирается на охоту. Он делает себе лук и стрелы. Идет к морю подстрелить птиц на еду и вдруг перед ним открывается картина: черный коршун напал на белую лебедь. Царевич убивает коршуна и спасает Лебедь. А та в благодарность за спасение жизни обещает Гвидону свою помощь .

СЛУШАНИЕ «ЦАРЕВНА -ЛЕБЕДЬ»

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе — всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись».

А на утро гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона и его матушку на сказочном острове в качестве своих правителей. Всё прекрасно,но Гвидон думает, грустит об отце, о царе Салтане. На помощь ему приходит лебедь - птица. Она превращает Гвидона в шмеля.

Звучит «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»

Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к отцу славному Салтану.

Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.

Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в его царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трёх богатырях, выходящих из морской пучины.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт.

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Кучки ровные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном, при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

Мы сейчас с вами послушаем музыку Белочки.

В основе темы белочки композитор использовал русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».

СЛУШАНИЕ «БЕЛОЧКА»

Теперь послушаем с вами музыку еще одного чуда: тридцать три богатыря, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Музыка звучит мужественно, отважно, смело, мощно, громко, ярко.

СЛУШАНИЕ «33 БОГАТЫРЯ»

Царь Салтан отправляется в путь к острову князя Гвидона увидеть все чудеса. По прибытии он узнает в царице свою жену, а в князе своего сына. От большой радости он прощает злых сестер и устраивает веселый пир на весь мир. Сказка заканчивается хорошо.

Итак, вы сегодня, ребята,познакомились с прекрасной музыкой моря;с музыкой белочки, которая ела золотые орешки;с 33 богатырями, которые выходили из моря во главе с Черномором и с лебедем, который превратился в прекрасную Царевну.

Понравилась вам эта музыка? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. До свидания.

Публикации по теме:

«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир»«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир» В середине марта, после всех хлопот, связанных с праздником для мам и бабушек, стартовал в нашей группе новый познавательный проект «Этот.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского»Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского» Ход мероприятия:Музыкальный руководитель:Доброе утро,ребята! На новогоднем утреннике мы с вами исполняли шумовой оркестр на барабанах и.

Конспект игры-занятия по речевому развитию «Чудо-дерево» по произведению К. ЧуковскогоКонспект игры-занятия по речевому развитию «Чудо-дерево» по произведению К. Чуковского Цель: Развитие у детей интереса к дидактическим играм, формирование у детей умений обобщать предметы. Дидактические задачи: 1. Учить детей.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект муз. занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и произведению А. С. Пушкина для старшей группы ДОУ
Опубликовано: 21 января 2021 в 11:47
+204Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Фотоотчет «Большой мир детского поэта», посвященный 115-летию со дня рождения Агния...
Цель: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру книжной культуры. Задачи: - знакомить детей с биографией и творчеством Агнии Барто, -...
Конспект занятия «В гости к Маше»
Конспект занятия «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей...
Социально-исследовательский проект «Золотой колосок»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас познакомиться с итогами нашего краткосрочного проекта "Золотой колосок", представленными в...