Папки-передвижки

Понятие художественно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической науке

Khrapova
Понятие художественно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической науке
▼ Скачать + Заказать документы

1.1 Понятие художественно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической науке

Воспитание определяется как взаимодействие педагога с воспитанником. Основное внимание направлено на сознательное овладение опытом детей в социально-духовной сфере и выработку у них общепринятых ценностей и социально значимого поведения [26]. Воспитание – это целенаправленное развитие человека, конечной целью которого является развитие важной и полезной для общества личности. Воспитательная деятельность имеет несколько направлений. Во-первых, это личностное формирование. Во-вторых, создание факторов самоопределения и социализации учащегося на основе духовно-нравственных ценностей, а также правил и норм, принятых в обществе, в интересах личности, семьи, общества и страны.

Публикация «Понятие художественно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической науке» размещена в разделах

В этой работе мы будем использовать дефиницию: воспитание многофакторный процесс, так как процесс формирования личности происходит под влиянием семьи, искусства, учебных заведений, средств массовой информации, внешней среды, государственных органов, социально-экономических факторов и т. д.

Актуальным направлением системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности. По определению О. В. Дедюхиной, художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный и методический процесс воздействия на личность ребенка для развития его способности воспринимать и создавать красоту находящегося вокруг мира [10, с. 220]. Ю. В. Кондрашева описывает художественно-эстетическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс формирования и развития у человека художественно-эстетического отношения к действительности и художественно-эстетической деятельности [17, с. 52].

Художественно-эстетическое воспитание на основе искусства предполагает свою роль в процессах воспитания детей школьного возраста. Это один из ключевых факторов развития духовно-нравственной и культурной личности, основанной на художественных ценностях, способной их реализовывать и стремящейся к их сохранению посредством личной художественно-творческой деятельности.

Основополагающая задача состоит в том, чтобы развить свойства и способности личности и способствовать не только лишь ее успеху в этой сфере деятельности, но и стать творцом эстетических ценностей, умению наслаждаться красотой в окружающей действительности. В то же время, помимо воспитания детей в художественно-эстетическом восприятии действительности и искусства, способствует многостороннему развитию; способствует формированию нравственности человека, расширяет знания об окружающем мире, природе и обществе. В результате разнообразной творческой деятельности у детей развиваются мышление и фантазия, воля, трудолюбие, организованность и дисциплинированность.

Л. В. Поселягина считает, что период начальной школы является, пожалуй, наиболее осознанным в плане эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни. Автор акцентирует внимание на том, что в этом возрасте наиболее интенсивно формируется отношение к миру. И это отношение постепенно трансформируется в черты личности [30, с. 81]. Личные художественно-эстетические качества закладываются с раннего детства и остаются более или менее неизменными на протяжении всей жизни.

Художественно-эстетическое воспитание взаимодействует со всеми аспектами педагогики. Полное умственное и физическое развитие, высокая нравственная чистота и функциональный подход к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонично развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от художественно-эстетического воспитания. Задачи художественно-эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием высоконравственного образа ребенка.

Наиболее характерными чертами нравственной направленности в художественно-эстетическом воспитании являются : эмоциональная реакция детей на доступные их сознанию явления общественной жизни; стремление сочувствовать радостям и горестям друг друга; активные попытки изменить жизнь хотя бы в игре; стремление делать по возможности произведения искусства, украшающие жизнь; потребность в совместных действиях, умение радоваться успехам других.

Р. М. Васильева определяет основные принципы художественно-эстетического воспитания :

- тесная связь с искусством;

- личностный подход к детям, основанный на учете их различий и установлении рациональных путей развития художественно-эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

- «всеобщность» художественно-эстетического воспитания и художественного творчества с детьми, то есть охват всех детей без исключения;

- направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование их сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;

- взаимообусловленность обучения и творчества как значимый фактор формирования творческой личности [5, с. 163].

Художественно-эстетическое восприятие неразрывно связано с эмоциями и переживаниями. Характерной чертой художественно-эстетических чувств является бескорыстная радость, яркое эмоциональное волнение, возникающее перед прекрасным. Познание прекрасного в жизни и в искусстве не только формирует ум и чувства ребенка, но и способствует развитию фантазии и воображения. Художественно-эстетическое воспитание считается важнейшим аспектом воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственных переживаний, эмоциональной сферы личности, влияет на развитие нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Эффектом художественно-эстетического воспитания является художественно-эстетическое развитие. Развитие способности воспринимать и чувствовать прекрасное в природе, в действии и в искусстве влияет на развитие у детей художественно-эстетического отношения к окружающему миру.

Т. С. Комарова выделяет следующие категории: художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка [16]. Э. И. Медведь признает также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое мнение. Важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие [23].

Восприятие – это начальная фаза общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости и глубины зависят все последующие эстетические переживания, воспитание художественно-эстетических норм и вкусов. Л. С. Выготский характеризует художественно-эстетическое восприятие как : «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, вызывающие эстетические чувства» [7]. Только так можно полностью овладеть художественно-эстетическим явлением, его содержанием, его формой. Для этого необходимо развитие у ребенка способности тонко различать формы и цвета, судить о композициях, слушать музыку, различать тона, звуковые тона и другие особенности сенсорно-эмоциональной сферы.

Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру. Можно предположить, что цель художественно-эстетического воспитания наиболее эффективно отразила Т. Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание – это воспитание целостной, гармонично развитой личности, характеризующееся сформированностью художественно-эстетического сознания, наличием системы художественно-эстетических потребностей и интересов, творчеством и истинным осознанием прекрасного в реальности и в искусстве» [38].

Эта цель также отражает специфику художественно-эстетического воспитания как части общего образовательного процесса. Ни одна цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (М. Ю. Андрюкова, А. С. Арифулин, О. В. Исмагилова, Т. Н. Коренякина, Д. Б. Лихачев и др.) выделяют три основополагающие задачи:

1. Создание определенного запаса элементарных художественно-эстетических знаний и впечатлений, без которых не может быть ни влечения, ни притязания, ни интереса к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в том, чтобы сконцентрировать разнообразную подачу звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Учитель обязан по заданным характеристикам правильно подобрать такие предметы и явления, которые соответствуют представлениям о прекрасном. Так создаются чувственно-эмоциональные переживания.

Это также требует определенных знаний о природе, о себе, о мире художественных ценностей. «Многообразие и богатство знаний рассматривается как источник формирования широких интересов, потребностей и возможностей, которые проявляются в том, что его обладатель ведет себя как эстетически творческая личность при любых жизненных обстоятельствах» [14, с. 28], — отмечает О. В. Исмагилова.

2. Обучение на основе полученных знаний и развитие навыков художественно-эстетического восприятия таких социально-психологических характеристик человека, которые позволяют ему эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления. Это задание предполагает, что дети, например, интересуются рисованием только на общеобразовательном уровне, бегло рассматривают картину, пытаются вспомнить имя живописца, а затем переходят к новому полотну. Ничто их не удивляет, не заставляет остановиться и оценить совершенство творения. Т. С. Комарова сообщает, что «…такое поверхностное знакомство с шедеврами искусства исключает одну из важнейших составляющих художественно-эстетического отношения — восхищение» [16].

Общая способность к глубокому переживанию напрямую связана с эстетическим восхищением. «Появление ряда повышенных эмоций и глубокой духовной радости через связь с прекрасным; чувство отвращения при столкновении с отвратительным; чувство юмора, сарказм в момент просмотра комического; эмоциональный шок, негодование, ужас, милосердие, приводящие к эмоциональному и духовному очищению от переживания трагического, — все это признаки подлинного художественно-эстетического воспитания», — отмечает Т. Н. Фокина [38]. Отсюда вытекает одна из составляющих этой задачи, состоящая в том, чтобы развить в ребенке такие качества, которые позволили бы ему давать самостоятельную критическую оценку любому творению с учетом возрастных способностей.

3. Развитие художественно-эстетических навыков. Ключевое воспитание, развитие таких свойств, потребностей и способностей человека, которые делают его активным творцом художественно-эстетических ценностей, позволяют ему не только любоваться красотой мира, но и изменять ее «по законам красоты». Эта задача заключается в том, что ребенок должен не только знать, уметь восхищаться и ценить красоту, но и принимать активное участие в создании красоты в искусстве, в жизни, делать поделки своими руками [30, с. 82].

Рассмотренные задачи частично отражают содержание художественно-эстетического воспитания, но мы рассмотрели только педагогические подходы к этому вопросу. Помимо воспитательных, есть и психологические. Суть в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется художественно-эстетическое сознание. Педагоги и психологи делят художественно-эстетическое сознание на несколько категорий. Они отражают эмоциональную сущность художественно-эстетического воспитания и позволяют оценить уровень эстетической культуры человека.

Вся система художественно-эстетического воспитания направлена на всестороннее развитие ребенка как эстетически и художественно, так и духовно-нравственно-интеллектуально. Это достигается путем решения следующих задач: осознание ребенком художественно-эстетической культуры, развитие художественно-эстетических творческих способностей, развитие эстетико-психологических качеств личности, которые выражаются через художественно-эстетическое восприятие, ощущения и суждения, вкус и другие ментальные категории художественно-эстетического воспитания [7].

Различные критерии помогают оценить художественно-эстетический уровень и степень развития художественного вкуса. Они делятся на:

1. Психологический – измеряется способность детей визуализировать и воссоздавать предъявляемые художественные образы. О степени развития психических процессов можно судить по тому, как ребенок эмоционально реагирует на произведения искусства [7].

2. Педагогический художественный вкус проявляется в оценке произведений искусства, избранных для личного удовольствия, в оценке явлений жизни и искусства, в продуктах своей творческой деятельности. С помощью педагогических критериев можно определить уровень художественно-образного мышления. Оригинальность в сочетании с импровизацией свидетельствует о высоком уровне художественно-эстетического образования [17, с. 53].

3. Социальный – проявляется в комплексе детских отношений и поведения. Если у ребенка широкие интересы к различным видам искусства, большая потребность в соприкосновении с художественно-эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высоком уровне художественно-эстетического воспитания.

Эффективность художественно-эстетического воспитания определяется совместными действиями педагога и ребенка. В ходе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осмысление отношения к предмету, природной и социальной среде. В результате также должны учитываться личные потребности, личность и круг интересов ребенка, а также их общий уровень развития. Выбор методов художественно-эстетического воспитания должен основываться на переживаниях, склонностях, мотивах и чувствах ребенка.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс эстетического отношения людей к действительности.

Целью эстетического воспитания является активное эстетическое отношение учащихся к произведениям искусства, а также непосредственное участие в создании прекрасного в искусстве, труде и творчестве по законам красоты. Художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека через искусство, благодаря которому вырабатываются чувства и художественный вкус, страсть к искусству, умение его воспринимать, получать от него удовольствие, умение творить в искусстве. Художественно-эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, ведущая к развитию у ребенка эстетических и художественных чувств, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических суждений и эстетического отношения ко всему, что его окружает.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие»Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по художественно-эстетическому направлению - оо: художественно-эстетическое развитие. В соответствии с задачами годового.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие художественно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической науке
Опубликовано: 7 марта 2023 в 17:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие художественно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической науке» (включая файлы) размещена пользователем Khrapova (УИ 2530472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД