МААМ-картинки

Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

Татьяна Гунина
Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

1.2

Интерес к проблеме формирования просодической стороны речи обусловлен тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка. Она определяет эмоциональное выражение произносимой речи. Вторая причина состоит в том, что за последнее время наблюдается немалый рост числа детей, имеющих различные варианты нарушений просодии. Начальный этап жизни ребёнка считается значимым для формирования речи и всех ее компонентов, в том числе и просодической её стороны, которая отвечает за выразительность речи, разборчивость, эмоциональное оформление высказывания в процессе общения. Ребёнок ориентируется на эмоции в речи, поэтому стоит говорить о важности просодии в процессе общения. Развитие просодии, по мнению Н. А. Власовой [13], Ю. А. Флоренской [43], оказывает влияние на эстетическое, физическое, интеллектуальное и моральное воспитание ребенка. Важна просодия и для речевого развития ребёнка, потому что кроме смысловой, коммуникативной и эмоциональной функции она несёт и компенсаторную функцию, считает Е. Э. Артемова [8]. Многие исследователи изучали становление просодической стороны речи в онтогенезе. Рассмотрим вопрос подробнее. Как же происходит развитие просодических компонентов в онтогенезе речи?

Публикация «Развитие просодической стороны речи в онтогенезе» размещена в разделах

Термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека : от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления. Этой проблемой занимались учёные-лингвисты Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. [22] Формирование интонационной системы языка в онтогенезе рассматривается значительно уже: для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребёнка предречевых вокализаций и продолжается до становления развёрнутой фразовой речи. Формирование интонационной системы - один из аспектов овладения звуковой стороной языка. Развитие просодии происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика. Крик –самая первая реакция ребёнка, крашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния. У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какому-либо фонетическому признаку [16]. Крик-первое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностям крика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3-его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция. Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление - протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов [18]. По мнению А. Н. Гвоздева, оно появляется в 2 –3 месяца [18]. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Обычно, гуление происходит на 4-6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка. Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 5-6 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка. Обычно этот период длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение. Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до 1,5 года [18]. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию, ритм и звуковой рисунок, т. к. они являются более простыми элементами слова. В 11-12 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т. к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе, однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н. Х. Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея [49]. Необходимо отметить, что большая часть собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Разумеется, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Но с развитием речи ребёнка, интонация и ритм получают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается. В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Просодические элементы отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Из этого вытекает, что стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями [25]. В 2-3-летнем возрасте у детей появляется не плавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. Так же в это время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексико-грамматическим строем и фонетикой языка, развитие механизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией, обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе. На этапе 4-х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса. В 5-6 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз -паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически [7]. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи [34]. К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут [25]. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации. Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни. Итак, первичным в онтогенезе является язык эмоций, одним из средств которого будет их звуковое выражение, которое сохраняется и в дальнейшем, являясь специфическим компонентом речевой коммуникации. Изучив и проанализировав литературу по проблеме исследования можно отметить, что сведения об интонационных особенностях речи детей довольно ограничены и затрагивают в основном период от новорожденности до двух лет. В период с 3-6 месяцы и вплоть до 2 лет речь ребенка не обогащается новыми видами интонаций, кроме просьбы и вопроса. По данным И. А Зимней, интонация вопроса формируется только на втором году жизни. Автор объясняет это явление двумя причинами: 1) закреплением у ребенка умения модулировать голосом различные эмоции, 2) количественным ростом азнообразных звукосочетание лепетной речи и последующим появлением первых слов. Такой количественный скачок требует много нервной энергии, направленной в первую очередь на усвоение словарного состава языка. В ходе исследования физиологических механизмов речи автором делается важное заключение, что интонационное поле речеслухового анализатора (план восприятия интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета (к концу первого года жизни, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (план реализации интонации) заканчивается только в период оформления устной речи, когда «индифферентная, выразительная и настойчивая интонация периодов гуления и лепета очень быстро идентифицируется с логическим интонациями повествования, убеждения и утверждения» [25]. Уже в период однословного предложения, по утверждению А. Н. Гвоздева, для выражения спокойного констатирования ребенок пользуется в собственной речи интонацией понижения. В это же время, приблизительно к 1 г. 9 месяцам, появляются разновидности восклицательной интонации, а после 1 г. 11 мес. -вопросительные. На втором году жизни интонационная выразительность детской речи обогащается интонацией вопроса [18]. Интересно отметить, что первоначально вопрос в речи детей выражается только интонацией, которая идентична вопросительной интонации взрослых. То, что ребенок задает вопрос, улавливается окружающими без труда. Интонация перечисления, появляющаяся также на раннем этапе, сначала выражается без союзов («мацик бай-бай», «папа бай-бай»). Союзы перечисления появляются приблизительно к 2 г. 3 мес. Аналогично прослеживается и механизм формирования интонации сложных предложений. Так, по данным А. Н. Гвоздева, сложные бессоюзные предложения появляются на 4 месяца раньше, чем предложения, соединенные союзами. Автором отмечается, что, как и в разговорной речи взрослых, связи предложений и выражающие их интонации не всегда оказываются четкими. Эти данные будут учитываться в последующем экспериментальном исследовании. Исследование А. Н. Гвоздева показало, что фразовое ударение усваивается очень рано (с 1 г. 11 мес.) - с того самого момента, когда предложения начинают включать несколько слов. При этом во всех случаях его употребления, фразовое ударение ничем не отличается от того, как оно произносится взрослыми. Как и у взрослых, оно меняет свое место в соответствии с изменением смысла фразы [18]. Ввиду того, что сведения о механизмах овладения интонационной системой языка весьма ограничены, остановимся на освещении того небольшого количества работ, которые отражают ход ее усвоения ребенком. Исключением были трехсловные предложения, когда интонационный тип верно определялся с появлением второго слова. Факт избыточности информации об интонационном типе предложений в речи детей 2,5 лет автор объясняет неоднозначно. С одной стороны, интонационные средства - это тот комплекс средств, которым ребенок данного возраста владеет лучше всего и, следовательно, стремится к максимальному использованию его в собственной речи. Вместе с тем такая максимальная опознаваемость (по сравнению с другими группами) свидетельствует о незаконченности процесса их формирования у детей данной подгруппы. Яркость и утрированность интонации может говорить о том, что реализация интонационных типов еще не достигла автоматизма, и в большей степени контролируется сознанием, чем это наблюдается в более позднем возрасте. Воспроизведение интонации у ребенка с нормальным слухом обеспечивается взаимодействием механизмов дыхания, голосообразования и артикуляции. Известно, что в возрасте 2 - 3-х лет эти механизмы еще находятся в фазе начального становления. С тех пор, как ребенок овладевает речью, у него формируется речевой голос. Ввиду того, что гортань в анатомическом и физиологическом отношении на данный момент еще недостаточно развита, голосовые связки тонкие и короткие, малы по объему, способность управлять своим голосом, изменять его по высоте и силе, придавать ему нужную интонационную окраску, находится в стадии формирования [10,18]. Голос образуется путем колебания голосовых связок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется ЦНС. Речевое дыхание маленьких детей заметно отличается от речевого дыхания взрослых. По наблюдениям Л. И. Беляковой, А. И. Максакова, Э. К. Сийрде, дети третьего года жизни имеют укороченный слабый выдох (1,5-2 сек., многие говорят недостаточно громко. Ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними [7 ]. Среди исследователей проблемы детской речи существует мнение, что в возрасте 4 - 5-ти лет интонации, которыми дети пользуются в своей речи, в основном соответствуют тем интонациям, которые используют в своей речи взрослые. В частности, О. И. Яровенко экспериментально доказывает, что дошкольники достаточно четко дифференцируют интонационные признаки начала и конца предложения, при произнесении фраз исчезает элемент избыточности информации об интонационном типе предложения, присущий речи детей 2,5 лет, что позволяет автору сделать вывод о полном овладении детьми данной возрастной группы интонационной системой языка. Вместе с тем, О. И. Яровенко отмечает некоторые особенности воспроизведения интонационных типов предложений вслед за экспериментатором. Характерно, что возможность выполнить задание по повторению за экспериментатором предложений с какой-либо интонацией появляется у детей, начиная уже с трехлетнего возраста. При этом интонация восклицательных предложений, взятых из спонтанной речи, в процессе аудиторского анализа опознается лучше, чем интонация повторенных восклицательных предложений. На основании этого автор приходит к заключению о неадекватности восклицательной интонации повторенных за экспериментатором предложений и предложений спонтанной речи [44]. Многие исследователи отмечают, что интонационное оформление речи детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. По данным А. И. Максакова, достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные используемые взрослым интонационные средства выразительности, передавать особенности звучания голосов сказочных животных в ходе игр-инсценировок. В 4-5-ти летнем возрасте дети, подражая взрослым, могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Их голосовые возможности позволяют говорить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Дети 5-летнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, в особых ситуациях используют шепотную речь. Меняя громкость, темп речи они начинают гораздо шире и на осознанном уровне пользоваться интонационными средствами выразительности в собственной речи. Тем самым у них формируется способность более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения, лучше понимать их смысл. В научно-методической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста могут сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передавать радость, печаль, удивление. В возрасте 6-ти лет они пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, то есть могут соизмерять громкость своего высказывания с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. Существует мнение, что у многих детей 5-6-летнего возраста наблюдается быстрая, нечеткая, смазанная, невыразительная речь; тихие голоса; дети не владеют речевым дыханием, говорят «сквозь зубы», подвижность органов артикуляции у них ограничена, что является причиной неправильного произнесения звуков речи. А. И. Максаков утверждает, что в повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто замедленна за счет длительных, необоснованных задержек, пауз. В моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, они в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорят громче и быстрее обычного [33]. Темп связной речи дошкольников подготовительной группы детского сада различен. Так, например, 35 % детей воспроизводили свои устные высказывания в нормальном темпе (от 90 до 110 сл. /мин., 25 % - в быстром (от 110 до 140 сл. /мин.) и 40% - в слишком медленном темпе. Таким образом, у большинства детей (65 %) темп собственной речи не соответствовал нормальному. 23% детей не имели правильного представления о нормальной громкости речи, большинство из них произносило свои связные устные высказывания тише обычного, что затрудняло, восприятие их речи окружающими. На основе наблюдений был сделан вывод о том, что очень часто дети не могут найти адекватный тон для своего высказывания. Говоря об интонационных особенностях устной речи старших дошкольников, Н. Ф. Виноградова, Т. Н. Ушакова отмечают, что детей на данном возрастном этапе еще недостаточно развито умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к предметам или явлениям. Вместе с тем, по утверждению А. И. Максакова, «используя образец выразительного чтения художественных произведений, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, они часто правильно пользуются вопросительными, повествовательными интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к предметам и явлениям: радость, печаль, горесть, негодование и др».Ясность, внятность речи во многом определяется скоростью высказывания, поэтому у детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Причину нечеткой речи А. И. Максаков видит также в анатомических дефектах артикуляционного аппарата или недостаточной его подвижности [33]. Проведенный анализ психологической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы: - интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития; - дети 5-летнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, также могут использовать шепотную речь;- в возрасте 6-ти лет дети пользуются умеренной громкостью голоса; - в повседневном общении дети пользуются умеренным темпом;- к 5 - 6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом речевом слухе. В современных работах по онтолингвистике существуют различные точки зрения на проблему усвоения интонации ребёнком при нормально протекающем речевом развитии. Исследователи доречевой и начала речевой стадий развития ребёнка Г. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Н. Винарская и другие утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года. [16, 42] Гуление, крики, лепет не обладают языковым значением, но носят коммуникативный характер. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период. По мнению Жинкина,[21] просодия является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства языка древнее, чем словесные. Особенно сейчас, в настоящее время исследователи стали обращать внимание на рефлекторный крик ребёнка, который к 2-3 месяцам становится более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь как раз средством коммуникации с окружающими. В крике, плаче ребёнка распознают интонацию, а в сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик является средством выражения состояния ребёнка. Р. В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика активизируются специфические зоны коры. Ребёнок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая толчок к развитию. [42 ]

Чуть позже дети передают те интонации, которые слышат от взрослых. Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи.

Усвоение компонентов интонационной системы не происходит одновременно. Первым формируется мелодический компонент. В возрасте около четырёх лет у детей формируется тип мелодического оформления, сходный с таковым у взрослых. В возрасте 2,6-3,6 лет в высказываниях детей появляются слова с выделительным ударением. Мелодический рисунок детских вопросительных высказываний в возрасте трёх-четырёх лет также приближается к «взрослым» моделям. [ 42 ]

Публикации по теме:

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Автор публикации:
Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Опубликовано: 11 января 2020 в 20:54
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД