Получи документы

5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы

Марина Сухарева
5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время ведётся много дискуссий на тему раннего развития детей. Мнения экспертов, специалистов психологов, родителей разделяются и порой совсем различны. Но все специалисты сходятся в одном: развивать нужно, вопрос с какого возраста, по какой системе?

Часть считают, что начинать развитие лучше в самом раннем возрасте, лучше с рождения, можно показывать ребёнку карточки, что впоследствии разовьёт такие процессы как память, внимание, мышление в разы быстрее.

Публикация «5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы» размещена в разделах

Другие говорят, что такой необходимости нет, развитие нужно начинать в немного более сознательном возрасте, с 1 - 1,5 лет и соответственно возрасту. Малыш должен понимать и осознавать, что ему показывают, а также для чего.

Есть мнение, согласно которому дитя вообще не стоит трогать, он сам разовьётся, всему научиться, проявит интересы и склонности к тому, чем он хочет заниматься.

Так или иначе учёные и психологи, при поддержке родителей образовали ряд направлений раннего развития, некоторые из которых весьма популярны в настоящее время.

В частности, очень часто при поиске няни, например, при помощи сервиса по поиску няни "Арина Родионовна", родители требуют наличия опыта и умения владения теми или иными методиками развития.

1. Методика Монтесори

Мария Монтесори - итальянский доктор-психотерапевт, педагог, учёный, философ. Разработала свою систему обучения и развития детей. Данная система весьма популярна, хотя не повсеместно распространена. Ключевая идея - создание условий для самостоятельного развития детей. Педагог лишь наблюдает и помогает, если ребёнок его попросит. Также может объяснять назначение материалов, проводить короткие занятие по усвоению общих понятий детьми, после которых дети сами выбирают как им закреплять информацию и чем заниматься.

Всё помещение разделено на зоны развития такие как : сенсорная, практическая, математическая, языковая, зона космоса. В каждой зоне находятся уникальные материалы и пособия для занятий. М. Монтесори отдавала предпочтение натуральных материалам, выполненным в основном из дерева. Каждое пособие в единственном экземпляре, для того чтобы дети учились договариваться и взаимодействовать, так же как в социуме. Главное правило, кто первый взял, то и пользуется, не мешай работать другому. Основная позиция педагога - невмешательство. Нельзя вмешиваться, если ребёнок занимается наблюдением или отдыхает. Группы детей обычно разновозрастные. Для детей до 3 - х лет пространство должно быть специально оборудовано.

Положительные стороны:

• ребёнок воспринимается как личность с рождения, ему не навязываются готовые шаблоны;

• активное развитие познавательных способностей, посредством сенсорных ощущений;

• нет критики, негатива, давления со стороны взрослого.

• упор на развитие самостоятельности и навыков самообслуживания;

• разновозрастные группы, дети учатся помогать и заботиться о младших, а младшие просить помощи у старших;

• большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, что в последствии поможет более лёгкому обучению письму, способствует более быстрому овладению детьми практическими навыками;

• ребёнок растёт в атмосфере свободы, происходит формирование самодисциплины.

Отрицательные стороны:

• мало внимания уделяется развитию творчества;

• педагог носит наблюдательно-наставнический характер, что не всегда благоприятно для детского развития;

• ребёнок является центром вселенной, что так же имеет отрицательные стороны;

• дороговизна материалов и пособий;

• в данной методике не уделяется должное внимание сказкам, слушая, читая которые дети учатся противостоянию добра и зла, выходу из сложных жизненных ситуаций;

• позднее, при поступлении в обычную школу, могут возникнуть трудности в адаптации к новой системе отношений (в Монтесори среде педагог - наблюдатель, а в обычной школе - авторитет);

• мало внимания уделяется двигательной активности, занятия в основном, проходят в спокойной тихой обстановке.

2. Методика Зайцева

Николай Зайцев - российский воспитатель, учитель, создавший свою систему обучения чтению. Согласно данной системе необходимо делить слова не на слоги, а на склады. Складом может быть как несколько букв (согласная с гласной, так и отдельно гласная, и отдельно согласная. Он считал, что обучаться по складам гораздо легче, естественнее. Н. Зайцев написал их на деревянных кубиках и создал специальные таблицы. Согласно его методике можно легко и быстро научиться читать, выучить английский, а также любой другой язык.

Склады в таблицах и кубиках отличаются по цвету, размеру, звучанию. С помощью данной методики ребёнок легко усваивает разницу между согласными и гласными, звонкими и шипящими, твёрдыми и глухими звуками.

Обучение идёт в игровой форме, все звуки дети поют, прохлопывают в ладоши и вообще на занятиях ребята много двигаются, бегают, прыгают, висят на шведских стенках, что помогает активно усваивать информацию. Обучение по данной методике предполагает сотрудничество, учёт интересов ребёнка. Материала даётся столько и такой сложности, сколько ребёнок может и хочет запомнить. К примеру если ребёнок хочет изучать сейчас длинное слово - термин, какой ему интересен, то его следует изучать. Или ребёнок хочет разобрать по складам собственное имя, ничего, что оно длинное, а он ещё такого не делал. Информация запоминается лучше, когда есть желание.

Положительные стороны:

• быстрая эффективность;

• тренировка беглого чтения, профилактика грамотного письма (ребёнок запоминает готовые конструкции зрительно, что поможет исключить многие ошибки в последующем на бумаге);

• благоприятное влияние на здоровье, много подвижных упражнений, таблицы расположены на уровне глаз, способствуют поддержанию осанки;

• отсутствие возрастных ограничений.

Отрицательные стороны:

• сложность переучивания (возможные ошибки проглатывания окончаний и во время фонематического разбора);

• последующая двойная работа для педагогов (цвета звуков в методике и в школе отличаются, так же запоминаются определённые слоги, которые редко пишутся так в русском языке, но звучат именно так, например слоги с Э - БЭ, ВЭ, ГЭ; могут возникнуть трудности, так как ребёнок будет их активно применять, но на письме всё не так);

• дороговизна материалов.

3. Методика Домана

Глен Доман - врач физиотерапевт, основатель одной из самых популярных методик раннего развития. Согласно идее - необходимо тренировать у детей с рождения интеллектуальные способности параллельно с физическими. Г. Доман считал, что чем лучше дитя развивается физически, тем быстрее происходит развитие у него познавательных процессов. Предполагается, что новорождённый должен регулярно тренироваться в ползании, захвате и равновесии. Также рекомендуется показ карточек, на которых красными буквами написаны целые слова. Количество карточек постепенно увеличивают. Кроме карточек со словами, предлагаются карточки с изображениями, при этом нужно сопровождать показ фактами о них. Время на каждую карточку около 2 сек. Обучение математике осуществляется также с помощью карточек, на которых изображены красные точки - множества.

Положительные стороны:

• ребёнок быстро учится читать;

• хорошая тренировка памяти малыша, запоминание большого количества информации;

• может помочь в овладении не только родным языком, но и иностранным;

Отрицательные стороны:

• данной методике необходимо посвящать практически всё свободное время, малышу не остаётся времени на игры;

• процесс запоминания выдаётся за чтение (ребёнок зрительно запоминает схемы - слова, но не видит отдельно буквы и слоги);

• при помощи данной методики ребёнка можно перегрузить информацией, но в нужное время он не сможет её использовать по назначению (недостаток практических знаний и наличия опытов);

• ребёнок привыкает усваивать информацию вместе с картинками, позднее отказывается воспринимать её без них;

• мало внимания уделяется развитию творчества, мелкой моторике;

• ребёнок в процессе обучения играет роль пассивного объекта.

4. Вальдорфская методика

Основатель методики Рудольф Штейнер. Ключевым становится духовное, эстетическое и творческое развитие ребёнка. Дети должны как можно дольше находиться в сказочно - образном мире. На занятиях детей ни к чему не принуждают, они занимаются тем, чем захотят. Ребёнка никогда не одёрнут, не скажут, что он что-то делает неправильно, каждый является личностью и с этим считаются. Используется театрализация сказок, ставятся постановки, дети делают поделки из природного материала, занимаются народным творчеством, учатся заботиться о растениях и выращивать их. Точные науки, а также учится чтению дети начинают только в том возрасте, когда коренные зубы сменят молочные (около 12 лет).

Положительные стороны:

• ребята с удовольствием посещают занятия;

• наиболее подходит для детей с гуманитарным складом ума;

• большое внимание уделяется развитию творчества и воображения;

• нет критики, замечаний, ребёнок смело и самостоятельно принимает решения;

• интересная методика, многообразие игрушек, их натуральность.

Отрицательные стороны:

• ребёнок не готов обучаться в обычной школе, так как привык делать то, что хочет, заниматься по своему желанию;

• гораздо позже своих сверстников осваивает такие важные навыки как чтение и письмо;

• детям с математическим складом ума может быть не интересна данная методика;

• запрещается оперировать современными игрушками, а также посещать спортивные секции и кружки параллельно с занятиями по данной методике.

5. Методика Никитиных

Разработали данную систему раннего развития - семейная пара Никитиных, родители семерых детей. Согласно методике дети развиваются физически и параллельно интеллектуально. Много внимания уделяется спортивным упражнениям, закаливанию. У ребёнка должно быть оборудовано место для занятий спортом. Ребята заботятся друг о друге, помогают родителям, выполняют посильную работу по дому. Методика предполагает собой домашнее обучение.

Положительные стороны:

• умственное развитие происходит вместе с физическим;

• большое внимание уделяется здоровью детей;

• домашнее обучение, как следствие родители больше времени проводят с детьми;

• старшие дети помогают заботиться о младших.

Отрицательные стороны:

• жёсткие методы закаливания;

• мало внимания уделяется развитию творчества, речи;

• недостаточный индивидуальный подход к ребёнку.

Вести ли детей в развивающие центры?

С какого возраста начинать обучение ребёнка, по какой из методик раннего развития решают только родители. В первую очередь необходимо руководствоваться здравым смыслом и не идеализировать конкретные методики. Как мы разобрали - у каждого из данных направлений есть свои плюсы и минусы, поэтому не стоит ждать чего-то сверхъестественного от ребёнка. Также важно помнить, что никакой преподаватель и никакая методика развития не заменит собой родителя. Какую бы вы систему не выбрали будьте рядом со своими детьми, помогайте им во всём, старайтесь дать им лучшее и результаты не заставят себя ждать.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

«Лошадка». Конспект НОД для детей группы раннего развития «Лошадка». Конспект НОД для детей группы раннего развития. Тема: «Лошадка» Цель: Развитие чувства ритма, координации движений, слухового.

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР)Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР) В связи с пандемией приостановлено посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Реализация образовательной программы осуществляется.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗКо Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Головоломки – один.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Презентация для школьников к уроку истории на тему «Реформы правления Н. С. Хрущёва. Все плюсы и минусы» Тема урока "СССР. Годы правления Н. С. Хрущева" Главные мысли урока в виде презентации: - Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы
Опубликовано: 19 июня 2022 в 07:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сухарева (УИ 3021272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД