Наталья Фролова
Адаптация детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного. Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа — мама», «родители — ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении. К сожалению, адаптация к детскому саду – это большой стресс для ребенка и его родителей.
Публикация «Адаптация детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
Процесс адаптации к детскому саду и ее темп проходят для всех детей по-разному. Существует много факторов, влияющих на скорость и безболезненность данного процесса.
Несомненно, наиболее просто процесс привыкания к саду и вливания в детский коллектив проходит у детей, которые дома соблюдают режим, приближенный к режиму ДОУ.
Разные дети адаптируются к переживанию разлуки со взрослыми легче или тяжелее. Играет роль и возраст ребенка, и история выращивания ребенка: был все время с мамой или часто получал заботу от разных взрослых: мамы, папы, бабушки, сестры, няни.
Нужно отметить, что не только соблюдение режима дня является подготовкой ребенка к успешной адаптации в детском саду. Важным фактором также является объяснение ребенку непосредственно такого явления, как детский сад. В раннем дошкольном возрасте процесс объяснения наиболее легко проходит через игру. Например, можно «построить» дома свой детский сад для игрушек и обыграть с ребенком некоторые ключевые моменты: «Бегемотик захотел в туалет и подошел к воспитателю», «Сова хочет почитать книжку и попросила разрешения у Елены Анатольевны» итд. Родителям рекомендуется по возможности заранее познакомить ребенка с воспитателем, представить их друг другу.
Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (начинать можно от одного часа в день). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.
Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками. Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции. Тяжелая степень адаптации — эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев, ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др. Важную роль играет социальная адаптация детей, так как ДОУ является первым социальным институтом, где они приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело, так как страх является постоянным спутником в этом возрасте. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подошел к концу.
Если воспитатель сам вовлечен в процесс совместной игровой деятельности, всегда готов показать новые игры и забавы, детям намного проще осваиваться в групповом помещении и детском коллективе.