Лилия Викторовна Обухова
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Лилия Викторовна Обухова
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования.
Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу. Хочется выразиться словами В. А. Сухомлинского: "То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы". Я считаю, они могут стать эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути.
Публикация «Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Поэтому огромное влияние на эффективность и качество образования детей в ДОУ оказывает выбор дошкольными учреждениями основной образовательной программы. Закон РФ "Об образовании" закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Но в основе всех лежит гуманизация педагогического процесса, которая предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребёнка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом воздействии.
Детский сад №11"Светлячок" г. Гуково работает по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы. Она является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленных с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Опираясь на принципы построения программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы остановиться на принципе развивающего образования и принципе интеграции образовательных областей. Обращаюсь к "Словарю русского языка" С. И. Ожегова: "Интеграция - объединение в целое каких-либо частей".
Если в период начавшихся изменений в системе дошкольного образования (1993г.) игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно использовались для полноценного развития ребёнка, то в настоящее время актуально наполнение жизни детей в детском саду изобразительным и музыкальным искусством, литературой, что создаёт условия для снижения психологической нагрузки, воспитывает у детей самостоятельность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга. Поэтому я в своей работе особенное внимание уделяю поиску и разработке новых технологий интегрированного подхода к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, т. е. более глубокой форме взаимосвязи различных видов искусств и художественно-творческих деятельностей ребёнка (разнообразные игры : дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.) Вместе с тем какое-либо тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности.
Интегрированное обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний и представлений.
В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, двигательной (решение задач физической культуры). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: Интеграция - это система взаимосвязи различных искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа. И конечно же бесспорно преимущество интегрированных занятий в том, что они позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО каждое дошкольное учреждение самостоятельно составляет перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий. Выбор программ, как правило зависит от вида дошкольного учреждения и с учётом особенностей психофизического развития детей. В нашем детском саду №11 "Светлячок" разработаны адаптированные программы для группы компенсирующей направленности и групп комбинированного вида (детей с нарушением слуха). Они создавались на основе программ :
• Рабочая программа для дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи составленная на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией проф. Л. В. Лопатиной.
• Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина "Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи".
• Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными комплексными нарушениями развития» под редакцией Головчиц. А. А.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому нами педагогами должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
В последнее время актуальной становится идея инклюзивного образования. Инклюзия - это включение детей с ограниченными возможностями здоровья в группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Отличием инклюзивного образования от специального (коррекционного) и общего (ориентированного на частные образовательные стандарты) является учёт индивидуальных образовательных потребностей как обычно развивающегося, так и "особого" ребёнка. В последнее время много споров вызывает процесс развития инклюзивного образования в России среди родителей и педагогов. Идея инклюзивного обучения возникла ещё в 30-е годы как педагогическая система, соединяющая специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий биологических дефектов развития. Одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации у ребёнка с физическим дефектом - Лев Семёнович Выготский.
В новом Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-фЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Главе I, расшифровывается понятие:"Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей". Таким образом можно сделать вывод : система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы.
Инклюзивное воспитание и обучение детей с проблемами слуха совместно с нормально развивающимися детьми помогает социализировать детей с ОВЗ, а также решать очень важную задачу - научить глухих детей общаться устной речью. В основу работы с детьми в группе комбинированного вида (с нарушениями слуха) в нашем детском саду мы ставим развитие личности ребёнка и тех качеств, которые понадобятся каждому воспитаннику для активной жизни в будущем, помогут ему успешно интегрироваться в общество. В своё м подходе к этой проблеме мы руководствуемся принципом: относиться к детям с нарушениями слуха как к обычным детям, включая их во все виды деятельности со слышащими детьми. Инклюзивное образование не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Важным условием успешности инклюзивного обучения и воспитания является создание "Вариативной образовательной среды" - широкого спектра форм и технологий, модернизации методов работы специалистов.
Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются и имеют свои возможности.
В связи с потерей слуховых ощущений в большей или меньшей степени у таких детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительные анализаторы глухих детей принимают почти все раздражения на себя, и организм такого ребёнка быстро утомляются. Отсюда:
- дети плохо запоминают, быстро забывают;
- психическое развитие, словесно-логическое мышление развивается позже по сравнению с нормой;
- такие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно - образного мышления. Поэтому в процессе воспитания и обучения необходимо использовать дополнительные приемы наглядности для повышения эффективности запоминания. Такая особенность восприятия слабослышащих требует от педагогов фиксации на собственной артикуляции. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм и рисунков.
Я, как музыкальный руководитель сталкиваюсь в своей работе со следующими проблемами:
• У детей слабо развиты певческие навыки
• Снижена общая и мелкая моторика, координация движений со словом, с музыкой
• Слабо развито физиологическое дыхание
• Недостаточно развита интонационная выразительность
• Дети плохо запоминают тексты песен, названия музыкальных произведений
Вся работа по музыкальному воспитанию осуществляется в творческом взаимодействии музыкального руководителя с воспитателями, узкими специалистами и методической службой детского сада.
Музыкальные занятия выстраиваю по строго-обдуманному плану с основными видами музыкальной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских муз. инструментах, упражнения на развитие творческой инициативы. Я применяю, разработанные и систематизированные упражнения, с учётом психологического, логопедического и дефектологического сопровождения: это пальчиковые упражнения, логоритмические упражнения, упражнения, направленные на развитие голоса, речевого дыхания, декламации под музыку различного речевого материала, доступного дошкольникам как с нормальным слухом, так и детям слабослышащим. Обычно свои занятия начинаю с дыхательной гимнастики. Очень важно делать несколько упражнений для настройки дыхательного аппарата детей, т. к. это развивает мышцы для голосообразования, его звонкости, выносливости. Например, в работе с детьми с ОВЗ использую приемы мнемотехники. Данный метод значительно улучшает восприятие и запоминание музыкального материала детьми, сокращает время обучения. Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной или речевой фразы, танцевальных движений придумывается картинка (изображение) ; таким образом, вся текстовая информация зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит песню или танец целиком.
Также в своей работе использую мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых дети получают возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Такие игры оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.
Так же мною разработан ряд музыкально дидактических игр, презентаций созданных в формате Power Point, знакомящих детей с музыкальными инструментами, творчеством композиторов; развивающие слуховое восприятие, коммуникативные навыки.
При этом я стараюсь, чтобы мое педагогическое воздействие было обдуманным и тактичным, так как излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у других детей - снисходительное отношение. Постепенно внедряя инновационные формы работы с дошкольниками, осуществляю индивидуальный подход при подаче материала, поддерживаю самостоятельную активность ребёнка, что позволяет достигать высокой эффективности не только в развитии музыкальных способностей, но и улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Так же не маловажную роль необходимо уделять развитию ППС и правильному её построению. При взаимодействии с воспитателями сада, я как музыкальный руководитель обращаю их внимание на важность организации художественно-эстетической зоны в каждой группе, что даёт возможность к развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщению их к изобразительным видам деятельности, музыкальному развитию и театрализованной деятельности;
В эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья. Для оснащения ППРС музыкального зала детским садом были приобретены музыкальные инструменты, иллюстрационный дидактический материалы, методическая литература.
Огромное значение играет участие детей с ОВЗ в общих праздничных мероприятиях детского сада. Моей главной задачей, как музыкального руководителя является формирование уверенности, артистичности, преодоление стеснительности и пассивности детей. Важно создать психологический настрой на преодоление возможных трудностей. При подборе репертуара ориентируюсь на речевой материал. Его подбираю согласно программным требованиям по развитию речи, ориентируюсь на активный словарь детей, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. В структуру праздника считаю необходимым включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть.
Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы и для детей с нормативным развитием.