Получи документы

Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы

Раиса Маркс
Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы

Адаптация ребенка к условиям детского сада

На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Наверное нет ни одного ребенка, который не переживал бы по поводу своего отрыва от родных. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями - плачут при расставании и встрече с ними. В группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, бывает так, что ребенка и вовсе нельзя успокоить, постоянно спрашивают про маму, просятся домой, могут отказываться от еды. В занятия и групповые игры, организованные воспитателем, дети не включаются, не видят красочных игрушек, которые находятся в группе, предпочитая им свою любимую, принесенную из дома. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

Публикация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы» размещена в разделах

На втором этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой: они стремятся к постоянному физическому контакту, хотят получить внимание и ласку, положительную оценку своей деятельности, и уверенность в том, что за ним придут родители, ребенок может постоянно следовать за воспитателем. Воспитатель в свою очередь приободряет ребенка, помогает ему понять, то, что мама обязательно придет за ним, подключает к своим делам - просит помочь убрать игрушки или принести книжку, чтобы почитать ее с другими детьми, как правило, дети охотно выполняют такие просьбы. Также воспитатель заинтересовывает детей занимательными игрушками и эмоциональными играми, такими как "сорока-ворона", "догонялки", "прятки", разыгрывает перед группой какую-нибудь простую ситуацию или сказку. Например, кормление или купание куклы, катание ее на машине, или показ сказки "Теремок". Это, вероятно, является предпосылкой для перехода на следующий этап адаптации.

На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку. Они собирают кубики, пирамидки, играют с куклами и другими игрушками, катаются на велосипеде, на лошадке, залезают в игрушечный дом, исследуют все уголочки в группе, на прогулке строят куличики. Дети активно привлекают внимание воспитателя и стремятся вовлечь его в свою деятельность, при возникновении трудностей в игре обращаются за помощью, отвечают на предложения поиграть вместе. На данном этапе дети стали включаться в общегрупповые подвижные игры и занятия.

На четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки, стремясь удержать его внимание. Детишки начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, они эмоционально высказываются, подражают в процессе игры и получают удовольствие от таких забав. Появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Малыши начинают замечать огорчения, недовольство, радость других детей, эмоционально сопереживают, если кому-то больно.

Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Ребенок быстро и безболезненно пройти все этапы, а может надолго остановиться на каком-либо из этапов. В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Разные варианты адаптации ребенка к ДОУ.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего:

- с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребенка;

- со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальными условиями;

- с индивидуальными особенностями ребенка: возрастными,

психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

В динамике адаптационного процесса обычно выделяют три стадии:

- стадию тревоги;

- стадию сопротивляемости;

- стадию либо стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.

Различают следующие виды адаптации :

Сенсорная адаптация - приспособительные изменения органов чувств соответственно действующему раздражителю.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т. е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Говоря о психической адаптации, учитывают не только собственно, психологический и социальный аспекты, но и биологический. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды («приспособление к себе»). Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное соотношение указанных компонентов активной деятельности индивида («преобразование себя» и «преобразование среды», то есть успешность адаптации зависит от правильного определения того, как, насколько и ко всему ли возможно и необходимо приспосабливаться. В психосоциальном аспекте часто указывают на важность согласования самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта с реальностью. Нарушение функций приспособления, сбой адаптационных механизмов приводит к дезадаптации. Социальной дезадаптации, конфликтности могут способствовать некоторые особенности психического развития ребенка (при этом часто причины имеют комплексный характер, однако для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия) :

- отсутствие навыков общения;

- неадекватное оценивание себя в ситуации общения;

- высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне-группового);

- эмоциональная неуравновешенность;

- установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство;

- тревожность и боязнь общения; замкнутость.

Если рассматривать адаптацию к новым условиям, (к детскому саду, как некий критический фактор для ребенка, то необходимо отметить существующую возможность проявлений болезней стресса. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных последствий может предоставить возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов.

Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка, могут быть:

1. Длительное нахождение в большом коллективе детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку.

2. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

3. Фрустрация каких-либо потребностей ребенка.

4. Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.

Исследователи, указывая на следствия влияний определенных факторов, подчеркивают, что в начале посещения дошкольного образовательного учреждения адаптационный стресс изменяет реактивность и защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков, заикания и др., т. е психомоторных нервных нарушений. В этой связи особое значение приобретают вопросы психологической диагностики и профилактики дезадаптации.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Группа тяжелой адаптации.

При тяжелой адаптации ярко выражены нарушения в поведении - ребенок или подавлен или сильно возбужден, наблюдается неадекватное поведение. Малыш часто плачет, устраивает истерики, ведет себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывает игрушки, отнимает их у других детей, ломает чужие постройки - пирамидки, куличики. При соблюдении режимных процедур возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопросы как бы переходили в жалобный плач и требование позвать маму; на каждый стук двери вскакивали и с возгласом "Мама" бежали к выходу. Попытки взрослых отвлечь ребенка от его переживаний игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткое время. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами. Улучшение состояния детей проходило очень медленно - в течение полу тора-двух месяцев. За это время дети несколько раз болели.

По отношению к сверстникам дети этой группы несколько пассивны, не проявляют инициативных действий, направленных на привлечение внимания сверстника, довольно редко наблюдаются подражательные действия. При попытке другого ребенка пойти на контакт, они не поддерживают его намерения и стремятся избежать контакта, сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним (могут ударить, толкнуть). Дети изъявляют желание больше быть в одиночестве. Например, на прогулке держатся обособленно от группы, стремятся убежать с веранды на участки соседних групп или по направлению к выходу (при довольно длительном пребывании в детском саду). В общегрупповые игры включаются с трудом или не включаются вовсе, предпочитая им индивидуальные виды деятельности.

Если дети данной группы находятся рядом с воспитателем, то стараются не отпускать его от себя, хотят, что бы он уделял им как можно больше времени. Стремятся к телесному контакту или при сильном эмоциональном перевозбуждении наоборот избегают его, и вообще воспитателя, не подпускают к себе, не слушаются, не откликаются на предложения, просьбы взрослого, его попытки пожалеть, утешить, отвлечь. Если у ребенка возникают какие-либо сложности, то за помощью он не обращается, а привлекает внимание плачем и ждет когда воспитатель сам подойдет и разрешит проблему.

На занятиях дети этой группы часто отвлекаются, теряют интерес к происходящему вокруг них, перестают выполнять инструкции взрослого, занимаются тем, чем им хочется на данный момент. Дети с тяжелой адаптацией ищут ласки и сопереживания у психолога, привлекают к себе внимание с помощью плача, капризов. Сами не проявляют инициативу, направленную на совместную деятельность, но если инициативу проявляют воспитатель или психолог - поддерживают его намерения. Часто задают вопросы такие как: "Когда придет мама?", "Придет ли за мной мама?".

психомоторных нервных нарушений. В этой связи особое значение приобретают вопросы психологической диагностики и профилактики дезадаптации.

Группа легкой адаптации.

Период легкой адаптации длится примерно 7 дней. У детей в данное время наблюдались незначительные расстройства сна и аппетита, которые быстро нормализовались. Во время приема пищи и отхода ко сну дети

капризничали, ели вяло, с неохотой, отказывались одевать слюнявчик. В первые дни в группе дети были достаточно активны, но несколько растеряны - осматривались вокруг, присматривались к сверстникам, взрослым, иногда плакали, звали маму и говорили, что хотят домой. Разлука с родителями в первые дни посещения детского сада была омрачена слезами, но по прошествии недели стала восприниматься спокойно. У детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети, хорошо адаптирующиеся к детскому саду, стали активно взаимодействовать со сверстниками, легко включаться в групповые игры, организованные взрослым - такие как хороводы, салочки и т. д., зачастую они становятся участниками совместных забав - игр с куклами, формочками-куличиками, которые продолжаются довольно длительное время и без руководящей роли взрослого. Дети этой группы эмоционально относятся к присутствию ровесника - радуются при его появлении, интересуются другим ребенком, стремятся рассмотреть его, потрогать, наблюдают за ним; огорчаются при уходе сверстника (например, в ситуации, когда дети играют, а одного ребенка забирают родители или зовет воспитатель). Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища - улыбаются ему, предлагает игрушки, вокализируют; отвечают на обращение другого ребенка - берут предлагаемую игрушку, принимают предложение поиграть вместе, ярко выражены подражательные действия.

У детей данной группы хорошо налажен контакт с воспитателем, они охотно выполняют его просьбы (например, убрать игрушки перед прогулкой, помочь отнести посуду после еды, учитывают его замечания, при трудностях уверенно обращаются за помощью, активно привлекают внимание если что-то непонятно или не получается в игре, стараются вовлечь его в свои игры. При выполнении режимных процедур часто проявляют самостоятельность - не ждут, пока воспитатель начнет их одевать, а открывают свои шкафчики и пытаются одеться сами, стараются показать, что они многое умеют. На занятиях дети активно включены в деятельность группы, веселы, внимательно слушают инструкции взрослого, с удовольствием и интересом выполняют их, желают показать, что могут хорошо выполнить задание.

Дети с легкой адаптацией - проявляли интерес, демонстрировали желание общаться, приносили игрушки, просили покачать на каруселях, показывали свои личные вещи и задавали вопросы: (что это? что у тебя в сумке? где твоя мама). В ситуации затруднения малыши часто обращаются за помощью - при режимных процедурах, игре.

Благоприятное течение адаптации – отсутствие невротических реакций, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации.

3. Группа адаптации средней тяжести

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и

общем состоянии ребенка более выражены, привыкание к саду длится дольше – от 2 недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, ребенок долго не хочет отпускать маму, плачет после ее ухода. От данных

переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключить внимание на игрушки или подключить к своим делам. В период адаптации у детей нарушается сон и аппетит, которые восстанавливаются только через 2-3 недели, снижается речевая и общая активность ребенка, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели в группе ребятишки были несколько пассивны и малоподвижны. У многих в руках можно было увидеть игрушку, принесенную из дома, но постепенно они освоились в группе, стали замечать окружающую остановку, игрушки, стали включаются в групповые игры, организованные взрослым, но на короткое время и довольно быстро теряли интерес. Общение детей без руководящей роли взрослого длится недолго и быстро распадается, дети не могут долго удерживать совместную деятельность. Тем более, когда детей больше двух. В совместной игре дети в основном используют только одно

игровое действие, и эта игра быстро распадается. Например, при игре в "парикмахерском уголке" дети только расчесывают куклу или только сушат ее волосы феном. Дети редко проявляют инициативу к общению – как

со сверстником, так и с взрослым. У некоторых детей данной группы наблюдаются трудности установления контактов с другими детьми. Данные дети часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложения поиграть, но не стараются вовлечь его в свои забавы. У детей наблюдается желание получить от воспитателя подкрепление, в виде положительной оценки своей деятельности, а также внимание и ласку.

Некоторые стремятся к постоянному физическому контакту с ним. В ходе режимных процедур малыши редко стремятся к самостоятельности в самообслуживании, чаще ждут, когда их оденут перед прогулкой, некоторые просят покормить. На занятиях дети довольно активны и заинтересованы, стараются выполнить инструкции взрослого. Но довольно часто, что ребенок может отвлекаться и отвлекать других детей.

Дети довольно легко идут на контакт, откликаются на предложение поиграть, но сами редко проявляют инициативу к общению. От экспериментатора ждут поддержки своей деятельности, часто задают вопрос: «А мама придет?». Некоторые дети данной группы хотят ласки - прижимаются, берут за руки, просятся на колени.

Исходя из описания поведения детей с разными вариантами адаптации к ДОУ, можно сказать, что дети из группы легкой адаптации быстро и безболезненно проходят все этапы привыкания к детскому саду. Быстро осваиваются, в незнакомых условиях группы, налаживают ситуативно-деловое общение с воспитателем, интересуются новыми игрушками и с удовольствием играют с ними, ребятишки открывают для себя сверстника, эмоционально к нему относятся, стремятся взаимодействовать с ним, вовлечь в свои забавы.

Малыши с адаптацией средней тяжести доходят до третьего этапа и останавливаются на нем - здесь дети уже привыкли к новым условиям и наладили контакт с воспитателем, активны в мире игрушек, на некоторое время включаются в групповые игры и занятия, но не проявляют интереса к ровеснику. Дети с тяжелой адаптацией надолго застревают на первом и втором этапах. Они либо вообще не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, постоянно зовут маму, просятся домой, часто плачут, не могут расстаться со своей любимой игрушкой, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем, прямо таки «прилипая» к нему, и не отпуская от себя.

Адаптация закончена, если: у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т. е. ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит, у него отсутствуют заболевания, есть динамика массы тела;

и динамика психомоторного развития.

Поведение детей в адаптационный период - существенно различается: одни дети быстро и безболезненно адаптируются в детском саду, а другие никак не могут привыкнуть к новым условиям.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития

4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками

5. Сформированность предметной и игровой деятельности

6. Приближённость домашнего режима к детскому саду

Причины тяжёлой адаптации к ДОУ.

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада

2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек

3. Неумение занять себя игрушкой

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Во время первой встречи с родителями важно выяснить:

1) в индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи; предложить заполнить анкеты;

2) рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой воспитания и обучения, по которой работает детский сад; помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников;

3) познакомить их с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми;

4) рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе;

5) предложить заполнить «родительский договор».

Во время второй встречи с родителями нужно разъяснить значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточнить пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д. Ознакомить с Памяткой для родителей.

В целях сокращения адаптационного периода ребенка проводится День открытых дверей для родителей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости социализации ребенка. В течение дня родители могут пронаблюдать организацию ухода за детьми в группе, увидеть, какие навыки самообслуживания есть у детей, уже давно посещающих дошкольное учреждение, заметить, насколько они смелее, увереннее, общительнее новеньких. Родители смогут заметить разницу в семейном и общественном воспитании и учесть это при воспитании своего ребенка. В этот день родители не только наблюдают, но и перенимают приемы и методы, которыми пользуются воспитатель, знакомятся с методикой организации сна, кормления, туалета детей в группе и переносят это в семью.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Рекомендации родителям «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста" Адаптация – это приспособление организма к новым условиям. Во время адаптации.

Адаптация детей к условиям детского сада Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, т. е. адаптируется.

Адаптация к условиям детского сада, как педагогическая проблема Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада Поступление ребёнка в детский сад – один из сложных периодов в жизни маленького ребёнка. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального.

Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада Картотека игр для детей первой младшей группы (для успешной адаптации к условиям детского сада) “Доброе утро” Задачи: • создание положительного.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Что такое-адаптация к условиям детского сада» Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством,.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный.

Адаптация к условиям детского сада через игру «Вот я какой» Помогаем адаптироваться — играя Игра “Вот Я какой!” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Ход игры: Дети сидят на.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД