Получи документы

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Екатерина Иванова
Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, рациона питания, системы поведенческих реакций малыша, необходимостью устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Публикация «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ» размещена в разделах

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни ребенка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к нему.

Адаптация ребенка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых: родителей и воспитателей. Многие дети не способены выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в их поведении. Но если отнестись к малышу внимательно, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для взрослых и ребенка.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ :

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Некоторые проявления, на которые стоит обратить внимание родителям:

В этот период ребенку могут быть свойственны:

эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям;

речь может «вернуться» на несколько месяцев назад, и это относится не только к речи. Ребенок вдруг начинает демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребенка. В состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно.

повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребенка.

Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребенку.

Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребенка вне зависимости от его и нашего с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребенка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.

Признаки невротических реакций в период адаптации :

рвота;

повышенное пристрастие к личным вещам;

наличие страхов;

неуправляемое поведение;

стремление спрятаться от взрослых;

истерические реакции;

тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;

сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;

недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;

выщипывание волос, бровей, ресниц, расчесывание отдельных участков тела до крови.

Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребенка, НЕМЕДЛЕННО обратитесь к детскому НЕВРОЛОГУ!

Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия, отношения к проблемам ребенка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации — явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, иногда длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.

Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.

2. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.

3. Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.

4. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.

5. Дома проговаривайте с ребенком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придем в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду».

Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.

6. Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.

7. Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.

8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка.

9. Будьте терпимы к капризам ребенка. При явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребенка дома.

10. Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.

11. Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребенка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учетом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

В различных источниках приводят различные критерии процесса адаптации.

Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение от 10 до 128 дней.

По длительности выделяют три вида адаптации :

Легкая адаптация : от 10 до 15-25 дней.

У ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.

Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.

Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.

К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести : от 25 до 40-60 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.

Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным

Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.

Адаптация тяжелой степени : болеее 40-60 дней.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.

Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.

Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет.

Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет агрессию.

Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.

Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Адаптационный период для каждого ребенка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением, семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребенка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребенка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

Адаптационный период считается законченным, если:

спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

уравновешенное настроение в течение дня;

адекватное отношение к предложениям взрослых;

общение с ними по собственной инициативе;

умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;

спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. •

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребёнка к условиям ДОУ
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 19:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД