Лучший педагог года

Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания»

Анжелика Тагильцева
Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания»

Адаптированная программа

«Социальные навыки и навыки самообслуживания»

Автор-составитель: Тагильцева А. Р., социальный педагог

Пояснительная записка.

Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.

Публикация «Адаптированная программа „Социальные навыки и навыки самообслуживания“» размещена в разделах

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Её базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.

В процессе социального развития ребенка выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

В связи с тем что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть, направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

• эмоционально-положительный контакт ребенка с взрослым;

• правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

• подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

В целом все содержание работы в программе «Социальные навыки и навыки самообслуживания» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.

Решение вопросов социального воспитания детей осуществляется в процессе проведения занятий по социальным навыкам и навыкам самообслуживания и ознакомления с окружающим.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-40 минут социальным педагогом и педагогом-дефектологом.

Цель программы :

Подготовить детей к обучению в школе, формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптировать к жизни в обществе, в быстро изменяющемся мире.

Задачами программы являются :

• усвоение знаний о себе;

• усвоение знаний о ближайшем окружении;

• усвоение санитарно-гигиенических правил и норм поведения в обществе.

Эти задачи являются общими как для детей с сохранным интеллектом, так и для умственно отсталых дошкольников. Потому что в настоящее время наблюдается следующая тенденция: дошкольники легко осваивают компьютер, но не знают элементарных правил поведения в обществе, не умеют контактировать с окружающими его людьми.

Динамика развития социальных навыков и навыков самообслуживания отслеживается, через наблюдение за тем как ребенок умеет:

• общаться со сверстниками;

• общаться с взрослыми;

• следить за своей одеждой;

• выполнять утренний и вечерний туалет;

• пользоваться столовыми принадлежностями;

• пользоваться бытовыми приборами.

Наблюдение проводится как педагогом, так и через заполнение анкет родителями детей. Все навыки фиксируются в листах наблюдения.

Программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания» построена на следующих принципах:

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи. Принцип реализуется в двух аспектах.

1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого подобрать содержание занятий.

2. Реализация программы проводится под постоянным контролем динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства психологического воздействия на ребенка, а также оценить эффективность коррекционной работы.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.

Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе определяется важнейшей ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

Методологической основой программы «Социальные навыки и навыки самообслуживания» является программа воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой и коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е. А. Екжаковой и Е. А. Стребелевой.

Список литературы, используемый при составлении программы :

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучение в детском саду. Допущено Министерством Образования и Науки РФ. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучение в детском саду» под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

3. Е. А. Екжакова, Е. А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М. : Просвещение, 2005.

Перспективный план

по ознакомлении детей с социальной действительностью.

№ Тема Цель Знания Умения Месяц

1. Я узнаю себя Закреплять знания детей о самих себе, воспитывать ласковое и чуткое отношение к своим близким. Развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела; частями лица; рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом. - своя фамилия, имя, дата рождения, свой возраст, своя семья;

- строение организма человека;

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- санитарно-гигиенические правила. - мыть руки, лицо;

- причесывать волосы;

- чистить зубы, полоскать рот;

- правильно сидеть за столом.

сентябрь

октябрь

2. Магазин, продукты питания Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к окружающим - промтоварные и продовольственные магазины, их ассортимент;

- названия основных продуктов питания; хлеб, масло, овощи, фрукты, блюда из этих продуктов; - соблюдать правила поведения в магазинах;

- обращаться к продавцу;

- выбрать продукты;

- приобретать товары в различных магазинах;

ноябрь

3. Предметы ближайшего окружения (посуда, одежда, головные уборы, обувь, электроприборы) Знакомить детей с окружающими предметами, учить выделять существенные признаки предметов, группировать и классифицировать предметы по общим признакам; воспитывать бережное отношение к предметам, к труду взрослых, которые сделали их, формировать умение правильно пользоваться, осторожно обращаться с предметами, представляющими опасность.

- название и назначение кухонных принадлежностей и посуды, места их хранения;

- виды посуды: чайная, столовая, кухонная;

- виды одежды и головных уборов, их назначение;

- правила обращения с электроутюгом, чайником;

- виды обуви, ее назначение и уход за ней;

- достать названную посуду из шкафа, указать назначение посуды;

- подбирать одежду и головные уборы по сезону;

- подбирать обувь по сезону;

- различать обувь в зависимости от назначения;

декабрь

январь

4. Мой город, улица, дом, транспорт Рассказать детям о городе, деревне, учить находить между ними различия, познакомить с особенностями труда. Уточнить знания детей о родном городе, улицах. Познакомить с терминами «квартира», «адрес».

Закреплять знания о видах транспорта. Закреплять знания правил дорожного движения. - значение слов «город», «деревня»;

- профессии города и села;

- кем работают родители;

- городская улица, ее части: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, их назначение;

- главная улица города, реки протекающие через город;

- правила поведения на улице, дороге, в транспорте;

- пользование городским транспортом; -соблюдать правила дорожного движения;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- правильно обходить транспорт на остановках;

февраль март

5. Средства связи: почта, телефон, телевизор - основные средства связи: почта, телефон, телевизор;

- виды почтовых отправлений: письма, посылки, телеграммы;

- телефон, домашний номер, номера экстренного вызова (01, 02, 03);

- правильно разговаривать по телефону;

- пользоваться телевизором;

апрель

6. Культура поведения Закреплять правильные нормы поведения - форма обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании;

- обращение с вопросом, сообщением, передача просьбы, поручения товарищу, старшему по возрасту, действие по устной инструкции;

- правила слушания речи старшего по возрасту;

- благодарность за помощь, услугу;

-культура общения людей, культура внешнего вида; - вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и старшим по возрасту;

- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах;

- культурно вести себя в гостях: оказывать внимание сверстникам, старшим;

- правильно выбирать одежду, украшения;

сентябрь - май

Публикации по теме:

Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе «Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе». Наверное, редко кто задаёт вопрос, зачем нужны друзья? Дружба нужна и.

Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей» Подготовила: воспитатель первой категории Верхоломова И. В. Культурно-гигиенические навыки.

Двигательные навыки Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования.

Консультация для родителей «Коммуникативные навыки» Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также.

Консультация для родителей «Развиваем трудовые навыки у дошкольников» Труд всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы.

Презентация «Культурно-гигиенические навыки как средство социализации» Для успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации необходимо создать условия.

Культурно-гигиенические навыки у детей первой младшей группы Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребёнок автоматически усваивает принятые в семье правила.

Фотоотчет о воспитанниках психоневрологического интерната «Осваиваем житейские навыки»Фотоотчет о воспитанниках психоневрологического интерната «Осваиваем житейские навыки» Осваиваем житейские навыки Ни для кого не секрет, что наши подопечные лишены полного практического набора бытовых навыков. Для успешной.

Первые навыки безопасности ребенка на улице Вступление: Первые навыки безопасности посредством игр Безопасность детей дошкольного возраста может стать одной из тем игровых занятий.

Практические навыки постановки звуков [Р] и [Л] Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания»
Опубликовано: 31 октября 2018 в 04:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД