МААМ-картинки

Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

Ольга Айшапахова
Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.

За многовековую историю жизни человека сложилось два направления воспитания детей : семейное и общественное, каждое из которых представляет социальные институты воспитания, обладает своими возможностями, способностями в формировании личности подрастающего поколения. Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия.

Публикация «Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» размещена в разделах

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

- первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

- второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

- третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную тремя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

1-й блок – Изучение семьи (анкетирование, наблюдение, беседа, создание ситуаций, самонаблюдение). Задача блока- последовательное и системное исследование семьи с целью дальнейшего планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями.

Например, мы изучаем оценочное отношение взрослого к ребенку, их личностные качества и особенности взаимоотношений. Это хорошо прослеживается в утренние и вечерние часы, во время праздников, развлечений, совместного труда. Полученные в ходе наблюдений данные

подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы по отношению к ребенку.

При проведении рисуночного теста «Моя семья» с детьми старше 5 лет дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Тест помогает глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, как воспринимает окружающий мир, семью. По итогам тестирования мы получаем ценную информацию.

Учитывая, что игра-ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом дают много информации о семье. Анализ воспроизведения детьми своего жизненного опыта и реакция родителей на ту или иную ситуацию дают ответ на вопросы о взаимотношениях в семье, о семейных ценностях.

Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2-й блок - Новые способы общения. Основная задача этого блока - повышение педагогической грамотности родителей через различные формы работы : лекции, семинары, открытые занятия, практические занятия, конференции, работы творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации.

Долгие годы в дошкольной педагогике господствовали тенденции подхода к родителям как к объектам воздействия педагогов. С ними «работали», «просвещали». Такой подход приводил к тому, что все предлагаемые нововведения рассматривались родителями как нечто внешнее и поэтому отвергались. Постепенно прежнее отношение к родителям сменяется на новое. ФГОС даёт возможность сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы общения.

3-й блок - Включение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Основная задача- создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения. Формы работы : соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др.

С родителями мы стараемся использовать интересные формы работы. Привлекаем к участию в спортивных развлечениях «Проводы зимы», «Веселые старты», «А ну-ка, папы!». В течение учебного года в учреждении проводится много конкурсов, в которых демонстрируется совместное творчество детей и родителей. Все участники обязательно поощряются, что служит стимулом для проявления активности. Включаем родителей в состав жюри. Родительские собрания проходят с использованием мультимедийного оборудования с показом слайдов из жизни их детей.

Большое значение при работе с родителями имеет прослушивание аудиозаписей с высказываниями их детей на различные темы. Порой родителям приходится задумываться и пересматривать свою линию поведения.

Мы считаем, что большую пользу получают родители и педагоги в ходе обмена опытом. Это и секреты по приготовлению полезных для здоровья блюд «Вкусно, полезно, доступно», опыт «Закаливание детей в домашних условиях», опыт многодетной мамы - «Организации совместных игр», опыт семьи - «Этот день рожденья!».

Организация фотовыставок на тему семейного отдыха служит пропаганде ведения семьями здорового образа жизни.

«Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» - слова А. С. Макаренко подтверждают мысль о том, что основы здорового образа жизни необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации c семьей остается очень важной, актуальной, приобретая порой обостренный характер. Проблемы в отношениях между семьями и образовательными организациями могут быть связаны, например, c несовпадением взаимных ожиданий. Зачастую педагоги испытывают большие трудности в общении c родителями по причине неправильного выбора формы сотрудничества.

Для реализации содержания работы по взаимодействию ДОУ и семьи используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия : беседа, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка и т. п.

Эти формы становятся эффективными только в том случае, если удается найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

В нашем ДОУ мы активно практикуем совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.

1. Совместные мероприятия педагогов и родителей :

Родительские собрания;

Консультации;

Беседы;

Вечера для родителей;

Тематические выставки;

Педагогические советы;

Встреча с администрацией;

Совет родителей.

2. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :

Дни открытых дверей;

Турниры для знатоков;

Кружки;

КВН, викторины;

Праздники;

Семейные конкурсы;

Просмотры фильмов;

Концерты;

Оформление групп;

Соревнования;

Благоустройство ДОУ и территории.

К сожалению, многие современные родители утратили ласковую форму общения с детьми. Поэтому надо помочь им - научить понимать своего малыша, дарить ему свою любовь, испытать радость общения с ним.

Практика подсказывает, что необходимо дальнейшее распространение лучшего опыта семей– как высокоэффективного метода в воспитании детей. А также необходима планомерная работа педагогического коллектива по повышению педагогических знаний у родителей.

Вовлечение родителей в семейные клубы, в совместные мероприятия помогает развивать навыки общения со своими детьми, стабилизировать детско-родительские отношения.

Детские годы - самые важные в жизни человека и, какие уроки ребенок извлечет в этот период, зависит от взрослых, от их личного примера. Все основы формирования личности ребенка начинаются в семье.

Многие исследователи отмечают, что в современной практике дошкольного образовательного учреждения используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т. И. Бабаева, А. Л. Венгер, Л. Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия – информирование родителей.

Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители отдали предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить конкретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма - индивидуальное консультирование – свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с педагогами. Одна из причин – неверно определенное содержание взаимодействия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о проблемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится формальным, стороны недовольны, проблема не решена.

Успех взаимодействия между ДОО и семьей определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги дошкольных образовательных учреждений ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии.

1. Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т. п.

2. Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.

3. Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

4. Наглядные формы : библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, уголки для родителей и др.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников
Опубликовано: 5 июля 2022 в 11:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД