Марченко Анна
Актуальная проблема — речевая агрессия дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая её в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.
Публикация «Актуальная проблема — речевая агрессия дошкольников,» размещена в разделах
Сегодня педагоги, психологи, социологи всё чаще говорят о речевой агрессии – явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества от ежедневного общения в кругу семьи, среди коллег, на улице, в магазинах, в транспорте и многих других общественных местах. Всё чаще агрессия наблюдается в словах и жестах в выступлениях бизнесменов, политиков, общественных деятелей и артистов, в телевизионных передачах. Не редко можно наблюдать резкое, а то и бранное слово при «воспитании» родителями своих чад. К сожалению педагогов, не является исключением и школьная среда. Нередко нам приходится сталкиваться с тем, что общение с дошкольников не складывается так, как хотелось бы, а порой и совсем выходит из-под контроля. Одной из актуальных проблем в таких случаях является всё та же речевая агрессия. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребёнком ругательств - далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребёнка – ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытьё», «бурчание») и агрессивность как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой. Большинство детей ещё в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Безусловно, обидное и грубое общение должно быть пресечено, но мы - педагоги должны всегда помнить, что некоторые приемы могут усугубить речевую ситуацию и спровоцировать физическую агрессию. Так как же лучше всего реагировать на оскорбительное отношение со стороны подростка? И есть ли возможность его избежать? Целью моей статьи является исследование природы речевой агрессии, выяснение причин её распространения в образовательной среде, а так же выявление способов устранения и профилактики в ситуациях учебного общения и взаимодействия педагогов и обучающихся. Прежде всего, хотелось бы уточнить научное понимание термина «речевая агрессия». Речевая агрессия – это использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство. Так же «речевой агрессией» называют речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие : оскорбление (в том числе грубая брань, насмешка, угроза, враждебное замечание, злопожелание, категоричное требование без использования общепринятых этикетных средств и конфликтогенное речевое поведение. Сделав вывод из определения «речевой агрессии» мы видим что, в самом общем виде речевую агрессию можно определить как эмоционально негативное, оскорбительное, обидное, грубое общение. Наиболее распространена речевая агрессии между детьми, сотрудник образовательных учреждений (охранник, технический работник и др.) и детьми, а так же такие сферы как педагог-ребенок, педагог-педагог. Основными формами агрессивных высказываний в образовательной среде являются оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка. Я, как педагог, очень часто задаюсь вопросом: откуда у детей и взрослых берется желание нагрубить другому человеку и почему оно так заманчиво? Для начала следует разобраться в природе речевой агрессии. Мы не ошибёмся, если предположим, что колоссальное влияние на формирование речевой среды ребёнка оказывает окружающая социальная среда, в частности педагогическое общение. К сожалению, иногда педагоги сами не замечают, как подают пример оскорбительного поведения. Например, когда воспитатель делает оскорбительное замечание ребёнку, повышает голос и просто кричит на воспитанников, часто употребляют выражения вроде «ты должен» и «ты сделал неправильно», привносят в свою речь негативную эмоциональную окраску, они провоцируют ответную реакцию. Постоянные замечания, нотации, жалобы педагогов склоняют ребёнка к агрессии. Действительно, кто сможет выдержать непрекращающиеся «опять ты не…» и «вечно у тебя ничего не получается»? Тем не менее, ответная негативная реакция ученика чаще всего не может быть выражена в вербальной форме. Я нередко замечают, что взрослым позволено неуважительное обращение к ребёнку, в то время как ребёнку к взрослым – нет, особенно если взрослый педагог. Иногда они одновременно и запрещают, и разрешают агрессию – очень популярна фраза: «С друзьями так будешь разговаривать». Таким образом, ребёнок понимает, что речевая агрессия вполне допустима, нужно лишь только подыскать подходящую ситуацию. Необходимо всегда помнить, что ребёнок – это личность, достойная уважения и понимания, обладающая собственным мнением и требующая самовыражения. Поэтому агрессивное поведение может быть способом самоутверждения, отстаивания своей независимости. Педагогам крайне важно не допускать в своей речи агрессивного тона и обидных выражений в адрес воспитанников, избегать авторитарного отношения к детям, резких замечаний и частого употребления глаголов в повелительном наклонении. Агрессивное обращение демонстрирует не что иное, как отсутствие профессионализма, приводит к враждебности между взрослым и ребенком, а так же непониманию. Агрессивная речь не только недопустима по этическим соображениям, но и просто неэффективна в учебном процессе и может повлечь за собой непоправимые последствия: детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется страх перед взрослым. Часто дети думают, что агрессия педагога направлена не на конкретное их поведение в определенной ситуации, а на саму личность. Все это может привести к формированию неврозов и психических расстройств. Давайте рассмотрим некоторые приёмы по контролю над агрессией в нашей речи : 1) если агрессия не выражена в неприемлемой форме, то наиболее эффективный прием – игнорирование. 2) не стоит отвечать грубостью на агрессивное высказывание – лучше промолчать, сделать вид, что оно не было замечено, продолжить общение в спокойной атмосфере. 3) если отношение ребёнка сильно задело взрослого, то предпочтительнее будет отвернуться, уйти, отказаться от продолжения общения, нежели вступать в словесную перепалку. Такая стратегия обезоружит ребёнка, разрушит его ожидания и в результате приведет к прекращению агрессии. 4) можно попробовать переключить внимание ребёнка, отвлечь его от намерения выразить агрессию, перевести обсуждение на другую тему: - выполнить необычное задание (ролевая игра, просмотр фильма, - задать неожиданный вопрос - «Сколько времени мы уже потратили на ссору?») или отвлекающее предложение («Давай спросим у остальных ребят, что они думают по этому вопросу», - чередовать различные виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение 5) ещё один способ – привлечение союзников - заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, - на тебя уже тётя смотрит» «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
6)Апелляция к жалости – при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне больно!» «Твои слова меня очень огорчили» «Пожалей меня, пожалуйста!»
7)Самонаказание - предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок. Как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всём. Вот и придумай себе наказание» «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшем то-то и то-то?»
8) Так же можно изменить агрессивный настрой подростка благодаря методу проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Когда мы – педагоги знаем сильные стороны ребёнка, его положительные качества, то способны их актуализировать, обозначить и тем самым подчеркнуть случайность, нелепость проступка («ты же взрослый человек», «это на тебя не похоже»). Одна из результативных разновидностей метода проецирования – метод «подзадоривания», или «тактическое сомнение». Это в некоем роде словесная провокация: «Кто самый смелый, тот будет первым мириться» или «Ты, наверное, не можешь потерпеть еще немного». 9) Словесное порицание также может быть вполне удачным приемом прекращения агрессии, хотя на первый взгляд оно кажется неэффективным. В таком случае важно сделать свое замечание вежливым и корректным («пожалуйста, не делай так»! Не нужно бояться извиниться перед ребёнком – это вовсе не унизительно. Извинение изменяет атмосферу в общении и приводит к достижению взаимопонимания. Самоконтроль и самонаблюдение над своим речевым поведением – вот главный ключ к предотвращению агрессии в детском саду. Подключая другие профессиональные качества (терпимость, снисходительность, умение прощать) и понимая эмоциональное состояние дошкольника, его личностные особенности, воспитатель демонстрирует высокую степень развитости коммуникативной компетенции и профессионализма в целом. Одобрение, похвала, доброжелательное отношение к воспитаннику также препятствуют возникновению речевой агрессии. Для выражения положительной оценки можно использовать не только привычные «молодец» и «умница», но и высказать благодарность, поддержать мнения детей, процитировать их умозаключения. Но ни в коем случае нельзя забывать о том, что залог успешного педагогического общения лежит в вежливом обращении к ученикам. Желательно избегать требований – их можно заменить просьбой («пожалуйста, сделай…», вопросительным предложением («ты не сделаешь. ?», высказыванием с глаголом в сослагательном наклонении («ты не мог бы сделать…», намеком («нужно бы сделать…»). Главное, что препятствует возникновению агрессии – это авторитет педагога, уважение к нему со стороны воспитанников. Воспитатель, увлеченный своей работой, прилагающий все возможные усилия и обладающий высокой степенью профессионализма, если и столкнется с проблемой речевой агрессии, то сумеет благополучно ее решить и предотвратить в дальнейшем. Вывод: на формирование речевой культуры воспитанников большое влияние оказывает педагог. Речь педагога выступает важным фактором формирования коммуникативной личности ребёнка, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия. Поэтому самоконтроль собственного речевого поведения и овладение коммуникативной компетенцией в процессе педагогического общения являются первоочерёдными задачами для воспитателя в решении проблемы речевой агрессии у дошкольников. Так же необходим самоконтроль родителя над собственным речевым поведением. Они часто теряют терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. Но ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребёнком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Завтра у тебя получится лучше», «Давай попробуем ещё раз», «Нужно ещё потренироваться», чтобы не провоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчётливо представлять уровень развития и реальные возможности ребёнка, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.