Бартенева Елена
Актуальность формирования самосознания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность формирования самосознания дошкольников.
Ещё А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемы самосознания в психологии, А. Н. Леонтьев (1983) отмечает, что она является нерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.
Публикация «Актуальность формирования самосознания дошкольников» размещена в разделах
Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б. Г. Ананьев (1948, Л. С. Выготский (1984, Д. В. Ольшанский (1986, С. Л. Рубинштейн (1989, В. С. Мухина (1985, Н. Н. Авдеева, М. Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование «образа» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.
Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста. Дошкольный возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А. Н. Леонтьев, 1983, но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М. И. Лисина).
Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.
Для определения актуальности работы по формированию адекватного самосознания детей мной была проведена первичная диагностика. Эта работа предназначена для определения самооценки ребенка и уровня осознанности себя, как «человека» (когнитивного компонента).
Полученные результаты дали возможность предположить, что недостаточное развитие компонентов самосознания не дает детям возможности оценивать свои качества адекватно, это является поводом для организации целенаправленной работы по развитию самосознания дошкольников.
Диагностическая работа с детьми показала, что наиболее сложными являются понятия «мужчина» и «женщина», при том, что понятия «мальчик» и «девочка» затруднения не вызывают. Также слабо сформированы знания о видах деятельности разнополых людей и их способностях. Наиболее сложными оказались вопросы о своем прошлом и будущем. В лучшем случае, на вопросы каким ребенок был раньше, дошкольники отвечали «маленьким».
При этом дошкольники осознают, что тело с возрастом меняется.
Большинство опрошенных настроены на положительную перспективу и желают измениться, при этом, не осознавая, что именно изменится. Положительно настроены по отношению к себе в настоящем, но желают иметь тело, как у взрослых.
Отсюда, стало понятно, что дошкольники не задумываются об анализаторах своего тела. И при работе над формированием самосознания структуры своего тела следует сделать акцент на формирование знаний об анализаторах - носе, ушах, зубах, языке, глазах (формы, функции, охрана здоровья).
Полученные результаты дали возможность предположить, что недостаточное развитие компонентов самосознания не дает детям возможности оценить свои качества адекватно, это является поводом для организации целенаправленной работы по развитию самосознания дошкольников.
Проделанная исследовательская работа подтвердила актуальность и необходимость формировать самосознание дошкольников. С целью сплочения детского коллектива, помощи дошкольникам выявить свои положительные качества (которые являются условием положительного воздействия на ребенка, более близкого изучения каждого дошкольника группы (как объекта, с которым придется работать) намечена целенаправленная работа. Она построена по методическим рекомендациям, данным в парциальных программах Хухлаевой О. и др. «Маленькие игры и большое счастье», Шипициной Л. М. и др. «Азбука общения». Рекомендуемые авторами методы и приемы были использованы в планировании работы с детьми в утренние и вечерние отрезки времени и не были выведены как отдельные занятия.
Результаты диагностик и анализ методической литературы позволили сформировать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками.
Основная цель работы: формирование адекватного самосознания дошкольников.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Расширение представления детей о собственной значимости, ценности, укрепление чувства собственного достоинства.
2. Учить различать индивидуальные особенности своей внешности, формировать сознание собственной адекватности себеподобным.
3. Формировать элементарные представления об организме и способах его функционирования.
4. Уточнять и дополнять знания детей о характерных отличиях в облике мальчика и девочки. Помочь осознать половую идентификацию.
5. Формировать осознание изменений «Я» в перспективе жизни.
При составлении занятий необходимо учитывать следующие принципы:
1. Деятельностный принцип (Леонтьев А. Н.)
2. Принцип учета возрастных и психических особенностей (Бурменская Г. В.).
3. Принцип комплексности методов (Дубровина И. Я.).
Тематические занятия я решила поделить на блоки, каждый из которых взаимосвязан с предыдущей и последующей темами, задачами и методами:
1. Осознание тела в перспективе жизни.
2. Осознание структуры тела и способов его функционирования.
3. Осознание половой идентификации.
4. Коррекция самооценки.
Занятия всех блоков, помимо основной работы, решающей цель блока, должны включать в себя работу по выявлению положительных черт личности, формированию умений и навыков выражать свои чувства через адекватное поведение.
Основными используемыми методами коррекционно-развивающей работы стали: этюды, творческие игры, театрализованные и ролевые игры, подвижные игры и упражнения, беседы и словесные игры, совместная деятельность и релаксация.
Занятия составлены на основе рекомендаций Лесскис И., Князевой О. ,
Кудриной Г. Я. и Ковалевой Е. Б., Прихожан А. М. и Толстых Н. Н., Хухлаевой О. В. и Первушиной И. М. и др.
Методы, используемые для формирования адекватного самосознания на занятиях, уместны и для использования в свободное от занятий время, что позволит закрепить полученные на занятиях знания и умения. Работа с детьми должна быть направлена на развитие двигательной активности и развитие невербальных проявлений эмоций.
Так же целесообразно подготовить консультации для родителей на темы, помогающие понять возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, консультации о коррекции поведения и развития личностных качеств.
Наиболее сильным фактором, подтверждающим актуальность темы, для меня явилось то, что дети с недостаточное развитыми компонентами самосознания не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле - и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.
Список литературы.
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Бодрова Е. В., Князева О. Л., Кудрявцев В. Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании. – 89/1.
4. Волков Б. С. Возрастная психология. Кн. 1. - М., 2005.
5. Дубровина И. В., Данилова Е. Е. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 1999.
6. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.
7. Князева О., Стеркина Р. Веселые, грустные. : Пособие для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. - Дошкольное воспитание, Просвещение, 2005, ISBN : 5-09-012470-1.
8. Князева О., Стеркина Р. Что тебе нравится? : Пособие для детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет). - Дошкольное воспитание, Просвещение, 2005, ISBN : 5-09-011591-5.
9. Князева О., Стеркина Р. Мы все разные: Пособие для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - Дошкольное воспитание, Просвещение, 2005, ISBN : 5-09-012464-7.
10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. т. 1. - М., 1983.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл; Академия, 2004.
12. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001.
13. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1999.
14. Прима Е. В., Филиппова Л. В., Кольцова И. Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - М., 2003.
15. Прихожан А. М. Методы изучения тревожности. - М., 2000.
16. Хухлаева О. Тропинка к своему я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. — М. : Генезис, 2009.
17. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб. :Речь, 2005.
18. Шипицына Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). - Детство-Пресс, 2010.
19. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы. Методическое пособие. М., УМК «Психология», 2003.