Папки-передвижки

Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО

Гузяль Мунировна Назырова
Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматривается теоретическое обоснование проблемы применение принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в дошкольных образовательных организациях. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Обосновывается актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО.

Публикация «Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО» размещена в разделах

Актуальность использования принципа гуманизации современного образования – серьезная проблема современной действительности. На сегодняшнем этапе развития человечества научно-техническая революция, достижения наук, внедрение и применение новых технологий, изобретение инновационной техники, в различные области деятельности создали предпосылки технократизации, поглощение человека машиной, развитие человека как субъекта потребления, прежде всего, материальных ценностей, преобразование его в некий побочный продукт или составную часть производственных взаимоотношений. Этот процесс плохо отражается на подрастающем поколении. Противодействовать ему могут и должны усилия, нацеленные на гуманизацию всевозможных аспектов жизни и, в первую очередь, образования.

Дошкольное образование является первой ступенью системы образования в России, в период дошкольного детства закладывается основа развития прежде всего личности будущего гражданина страны и важнейшая задача сегодняшнего дня - придание образовательному процессу сосредоточенности на формирование благоприятной среды для ее самореализации, удовлетворение потребностей личности ребенка по всем направлениям развития – интеллектального, духовно-нравственного, физического [1].

В моей статье рассматриваются актуальность использования принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО.

Над проблемой гуманизации в образовательной системе, занимающей существенное место в многогранном процессе нынешнего общества, работали начиная с глубокой древности (Конфуций, Аристотеля, Эпикур, Лукреций, Перикл, Сократ, Цицерон и др.). Зарубежный опыт внедрения и освещения принципов гуманизации, заложен в учениях выдающихся деятелей (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Д. Локк, Д. Монтень, Ф. Рабле, А. Дистервег, М. Монтессори, Я. Корчак и др.). Данная проблема не обошла и отечественных педагогов (Ш. А. Амонашвили, К. Н. Венцель, В. И. Вернадский, В. В. Зеньковский, В. А. Кобалевский, М. В. Ломоносов, Д. Б. Макаренко, А. С. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, и др.).

В учебниках педагогики гуманизм — совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманизация образования — ориентация на освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Принцип гуманизации - это идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др.

Принцип гуманизации образования реализуется через соблюдение следующих правил педагогической деятельности:

- педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав воспитанника, а также его права как полноправного субъекта;

- постоянно осуществлять гуманистическое просвещение подрастающего поколения и достаточное их гуманитарное образование;

- обеспечивать привлекательность, эстетичность и этичность педагогического процесса и комфортность воспитательных отношений его участников.

Разработчиком научного направления гуманной-личностной педагогики, известного в мире, как «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является Шалва Александрович Амонашвили - российский педагог и психолог. Принципы гуманно-личностной педагогики образованичя по Ш. А. Амонашвили:

1) Первый принцип - это любить ребенка.

Любовь человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле. Педагог же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок дошкольного возраста становится счастливым, как только ощущает, что значимые для него взрослые его любят искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, которая создает гармоничную среду развития личности ребенка, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка- той «темной» силы педагогики, педагогическое зло, которое порой способно разрушить и отравить освещенную и согретую любовью и добротой жизнь ребенка, внести в нее растерянность, разочарование, злобу.

2) Второй принцип - это «очеловечение» среды, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло сверсникам, окружающим его и совсем незнакомым людям, даже назло отцу, матери, педагогам, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кто может объединять все сферы общения ребенка? Несомненно, это грамотный и чуткий педагог. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

3) Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились педагогу, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда педагог познает ребенка в самом себе [3].

В частности, Ш. А. Амонашвили, закрепляя понимание системы воспитания и обучения, подчеркивает: гуманистическая педагогика — это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка [3].

Гуманно-личностная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

• Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него).

• Цель воспитания.

• Целостный подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).

• Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка).

• Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение).

Только учитывая все эти элементы, родители во взаимодействии с педагогом смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, уважения, доверия, терпения, свободного выбора, радости познания, любви. И для того, чтобы придерживаться основным принципам гуманизации образования, педагогу нужно научиться любить и проявлять любовь к ребёнку, понимать его и восполняться добрым отношением, используя как основу очеловечивание среды вокруг, уважение личности и терпение в процессе её становления.

Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов.

Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению необходимости воспитания успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, морально-нравственными рамками, способной к саморазвитию и самореализации.

Как воспитать такую личность? Ответ на это вопрос даёт личностно-ориентированная модель образования, продекларированная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОО должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Для педагогов дошкольного образования очень важно, что данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Личностно-ориентированную модель образования в ДОО можно определить как наличие трех «П» :

1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Как же реализуется принцип гуманизма в процессе духовного развития детей дошкольного возраста из семей, исповедующих исламскую религию?

В педагогической практике современного российского образования на основе работы российских регионов с преобладающим населением, исповедующих религию ислам, накоплен опыт использования потенциала исламской этики в учебных и воспитательных целях. Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш. А. Амонашвили, Б. Т. Лихачёва, М. И. Махмутова, М. Г. Тайчинова и мн. др. Первым по значимости фактором воспитательного потенциала исламской этики, влияющие на успешность принципа гуманизации является атмосфера любви в семье, ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современных родителей. Государственные образовательные учреждения по закону являются светскими учреждениями и, к сожалению, не предусматривают включения в образовательный процесс изучение основ религии, организацию жизнедеятельности дошкольников в соответствии с исламскими традициями. Именно по этой причине многие родители по России хотели бы отдать своего ребенка в дошкольное учреждение, воспитатель-образовательный процесс в котором выстроен с учетом исламских традиций [5].

Детский сад, о котором и пойдет речь дальше, ни в коем случае не становится заменой семейного воспитания, наоборот, они дополняют его и помогают родителям формировать здоровую, полноценную, духовно развитую личность. Зачем нужны мусульманские детские сады, если есть обычные? Что даёт такой детский сад маленькому мусульманину или мусульманке? В первую очередь - полноценное дошкольное образование. Необходимо подчеркнуть, что мусульманский детский сад не лишает ребёнка так называемых «светских навыков». У многих родителей возникает опасение, что ребёнок в таком учреждении «замыкается в религии». Нет. Это учреждение, где религиозные знания даются в дополнение к основным. Ребёнок учится всему, чему учатся дети в его возрасте в обычном садике, и плюс к этому он получит знания о своей религии, духовную основу, которая закладывается именно сейчас, в раннем детстве. Также важной частью организации жизни воспитанников в таком детском саду является соблюдение мусульманских традиций, органичное приобщение к ним детей дошкольного возраста. Общеизвестно, что в садике дети значительно легче и быстрее получают навыки самообслуживания, учатся заботиться друг о друге, помогать ближнему, заводят друзей. В мусульманском детском саду такими друзьями становятся братья и сёстры по вере. Дети получают первый опыт общения и поведения в обществе, обучаясь в исламском учебном заведении. Получают крепкий духовно-нравственный фундамент, осознают себя мусульманами. Формируются умения соблюдать необходимые правила приличия и адекватное отношение к запретному. Происходит поддержание авторитета родителей, что помогает правильному выстраиванию семейных отношений. Поскольку и мусульманская семья, и мусульманское учреждение ориентированы на принципы ислама в воспитании детей, то можно не опасаться за расхождение установок, получаемых ребёнком дома и в садике.

Таким образом, авторитет родителей в сознании ребёнка растёт и крепнет. Ребёнок учится уважать старших, слушаться родителей. Родители, в свою очередь, получают необходимые знания о религии, чтобы поддерживать этот авторитет и соответствовать своему высокому статусу в глазах собственного ребёнка. Мусульманский детский сад — это прекрасная возможность воспитать ребёнка в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности, чтобы он вырос достойным мусульманином, несущим в себе высокие идеалы ислама: веру в Единого Бога, целомудрие, бескорыстие и милосердие, почитание родителей и старших, трудолюбие. Несмотря на то, что есть понимание этих преимуществ, ситуация с мусульманскими детскими садами в нашей стране оставляет желать лучшего. Это вызвано такими проблемами, как недостаток знаний, неумение самоорганизоваться, найти источники финансирования, приложить необходимые усилия.

Список использованных источников:

1. Алигузова Л. Н. «Искусство общения с ребенком от года до шести», М. : Просвещение, 2013. - 167 с

2. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» : Пособие для учителя / Ш. А Амонашвили. -3е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 208 с.

3. Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике», М. : Просвещение, 2011. - 245 с

4. Семья Г. В. Национальная стратегия действий в интересах детей в России и Стратегии Совета Европы по правам ребенка // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 108–118. doi : 10.17759/pse.2016210109

5. Хабибуллина Г. Ю. Исламская педагогика. – Метод доступа: https:// www. islameducation.net.

6. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. № 08461 о направлении Регламента выбора модуля курса ОРКСЭ. – Метод доступа: https://www.orkce.org/

Публикации по теме:

Построение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС Построение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия,.

Реализация принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной деятельностиРеализация принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной деятельности Мое сообщение посвящено важнейшей проблеме – реализации принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС до «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены.

Анкета для родителей «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи» Анкета для родителей на тему "Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи"Уважаемые родители.

Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО. Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как.

Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования,.

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. Шопф А. Н., воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных.

Театральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детейТеатральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детей “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО
Опубликовано: 10 июля 2017 в 21:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Гузяль Мунировна Назырова (УИ 376185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД