Ирина Гладилина
Актуальность введения инновационных подходов для активизации познавательного развития дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. И подтверждение этому – любознательность детей, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.
Публикация «Актуальность введения инновационных подходов для активизации познавательного развития дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному процессу изложены в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года). Стандарт предъявляет к личности ребенка определенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий.
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без применения инноваций.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности образовательного процесса и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ГБДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
-использования ИКТ технологий,
-экспериментирования,
- проектной деятельности,
-знаково-символическими средствами – моделирование.
Необходимо совмещать традиционные формы работы с детьми и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
Беседы
Досуги
Игровые беседы с элементами движения
Занятия
Развлечения
Викторины
Клубы
Конструирование
Дидактические игры
Экскурсии
Походы
Выставки и т. д
Используя традиционные формы работы, необходимо включать задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае, по словам Выготского Л. С., обучение повлечёт за собою развитие.
Интерактивные формы работы :
Пресс-коференция
Устные журналы
«Школа исследователей»
«Клуб любознательных»
Интегративная деятельность
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Создание коллекций
«Сказочная лаборатория»
«Говорящая стена», преобразовывающая обычную среду в обучающую и воспитывающую
«Виртуальные экскурсии»
Работа с лэпбуком, интерактивной папкой
Мини-музеи, где ребёнок может потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть и т. д
Легоконструирование
Робототехника и др.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;
• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.
Таким образом, современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Модернизация образовательного процесса заставляет решать главную задачу -использование инновационных форм в познавательном развитии детей и принимать активное и творческое участие в создании предметно-пространственной среды.