Ирина Соловьева
Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи, воспитывающей ребенка ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ОВЗ, необходимо создать такие условия, цель которых – комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Основными задачами по взаимодействию с семьей являются:
Публикация «Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи, воспитывающей ребенка ОВЗ» размещена в разделах
1) Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
2) Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
3) Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
4) Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
5) Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.
На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.
Администрация, заключает договора:
- между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;
- О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей, дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т. д.).
Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
В сотрудничество и взаимодействие с такой семьей входят:
• от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;
• партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;
• атмосфера общности интересов.
• единство целей и задач воспитания здорового ребенка;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;
• системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в школе или ДОУ;
• взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).
Индивидуальное взаимодействие с родителями:
• Телефонный разговор
• Переписка (в т. ч. тетради взаимодействия, анкетирование, благодарст. письма)
• Выполнение индивидуальных поручений
• Посещение на дому
• Беседа
• Консультация
А так же, нформационные стенды:
• Групповые консультации
• Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
• Клубы
• Встречи с родительским комитетом
Совместные мероприятия педагогов и родителей:
• родительские собрания, конференции,
• консультации, беседы,
• вечера для родителей,
• кружки для родителей,
• тематические выставки,
• диспуты,
• педагогические советы,
• попечительский совет,
• встречи с администрацией,
• школа для родителей,
• посещение семей на дому,
• родительский комитет.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
• дни открытых дверей,
• турниры знатоков,
• кружки,
• КВН, викторины,
• праздники,
• семейные конкурсы,
• выпуск газеты,
• просмотры фильмов,
• концерты,
• соревнования,
• благоустройство школы и территории сада или школы
• Портфолио.