Ирина Щепетинникова
Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида.
Цель практического исследования:
изучение реализации процесса интегрированного подхода к воспитанникам с ОВЗ в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида.
Задачи для реализации этапов экспериментального исследования:
• определить уровень осуществляемых интегративных механизмов в образовательном пространстве ДОУ;
Публикация «Аналитический обзор „Результаты практического исследования процесса интеграции“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
• оценить готовность участников образовательного процесса к интегративным процессам;
• на основании проведенного исследования определить стратегию оптимизации интегративных механизмов в условиях конкретного ДОУ.
Следует отметить, что в ДОУ все группы логопедические, детский сад посещают дети с различными речевыми нарушениями, отклонениями в психофизическом развитии, дети-инвалиды. В каждой группе компенсирующей направленности при основной массе детей, имеющих общее недоразвитие речи, есть от одного до четырех детей-инвалидов с разными по структуре и сложности отклонениями.
В эксперименте принимали участие: воспитанники подготовительной группы, педагоги и родители детей.
Исследование проводилось с помощью методов - беседы и анкетирования, состояло из трех этапов:
• беседа с воспитанниками;
• анкетирование родителей воспитанников группы;
• анкетирование педагогов.
I этап: проведение беседы с воспитанниками.
Цель: выявить отношение детей в группе к интегрированным в образовательное пространство сверстникам с отклонениями в развитии.
В эксперименте участвовало 20 детей.
Вопросы беседы:
1. Кого бы из группы ты пригласил на свой день рождения?
2. С кем бы из группы ты хотел сидеть за столом во время занятий, обеда?
3. Кому из группы ты хотел бы больше всего помочь в игре, на занятиях?
4. Кого из группы ты считаешь своим другом?
5. С кем из детей ты не хотел бы находиться в одной группе?
Вывод: Анализ результатов беседы показал, что воспитанники достаточно адекватно и доброжелательно относятся друг к другу, а к детям-инвалидам проявляют толерантность (сопереживание, сочувствие, принятие)
II этап: анкетирование родителей воспитанников.
Цель: выявить мнение родителей о контингенте детей данной группы. В анкетировании приняли участие все родители возрастной группы (20 человек).
Вопросы анкеты:
1. Сколько Ваш ребенок посещает ДОУ?
2. Нравится ли Вашему ребенку находиться в этой группе, почему?
3. Хотели бы Вы, Чтобы Ваш ребенок посещал другую группу в детском саду или другое учреждение, почему?
4. Знаете ли Вы о контингенте детей группы, которую посещает Ваш ребенок?
5. Испытывает ли Ваш ребенок проблемы и дискомфорт в общении с детьми, какие?
Вывод: Анализ анкетирования родителей показал, что практически все дети находятся в данной возрастной группе с момента ее открытия, с первого года обучения, при этом детям нравится в группе и менять группу, и тем более учреждение, никто не намерен. Большинство родителей (17 человек, зная о том, что в группе есть дети-инвалиды и дети, имеющие тяжелые нарушения речи, иные сложные дефекты, относятся к контингенту группы вполне адекватно, подчеркивая, что в этой группе уделяется достаточное внимание всем детям, к каждому ребенку относятся как к личности. В группе реализуется адаптированная образовательная программа, включающая раздел организации коррекционной и оздоровительной работы. Это единственное ДОУ в городе и районе, где в каждой группе есть специалисты: учитель-логопед, дефектолог, а также работают педагог - психолог и два инструктора по физической культуре, в т. ч. инструктор по обучению плаванию, ассистент по психолого-педагогическому сопровождению детей – инвалидов, с кратковременным пребыванием. Небольшое количество родителей (3 человека) отмечают, что присутствие детей с тяжелыми дефектами в группе мешают их ребенку, да они и сами не готовы проявлять сопереживание в силу своих особенностей восприятия проблемы интеграции и инклюзии. Но общее мнение родителей сводится к тому, что в группе созданы достаточные условия для интегрированного обучения, способствующие успешному воспитанию, развитию, коррекции. Коррекционная работа, логопедизация образовательного процесса, режимных моментов, работа по сохранению и укреплению здоровья, проводимые в ДОУ, способствуют комплексному психолого-педагогическому воздействию на ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду. Гуманное отношение педагогов, их квалифицированный подход к решению проблем детей позволяет им чувствовать себя полноценными личностями. Создание таких условий в данной возрастной группе в большей мере удовлетворяют и устраивают родителей, не вызывая сомнений относительно общего микроклимата.
III этап: анкетирование педагогов.
Цель: выявить готовность педагогов к работе с детьми в интегрированной группе. В анкетировании приняли участие 15 педагогов.
Вопросы анкеты:
1. Ф. И. О. педагога.
2. Образование, стаж педагогической работы.
3. Сведения о курсах повышения квалификации.
4. Имели ли Вы опыт работы в интегрированной группе?
5. Сколько лет Вы работаете в группе для детей с ОВЗ, в т. ч. включая детей со сложными дефектами, детей-инвалидов?
6. Испытываете ли Вы трудности в работе с такой группой детей?
7. Какую помощь Вы хотели бы получить от профильного специалиста?
8. В каком объеме в данной группе нужно сопровождение ассистента?
9. Ощущаете ли Вы дисбаланс микроклимата интегрированной группы?
10. Испытываете ли Вы дисгармонию в работе с родителями воспитанников интегрированной группы?
Вывод: Анализ анкет показал, что педагоги, имея высшее педагогическое (12 человек) и среднее профессиональное образование (3 человека, работая свыше 10 лет в образовательном учреждении, в настоящее время сталкиваются с рядом трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности:
недостаток знаний об особенностях развития ребенка с ОВЗ, особенно по осложненным дефектам;
трудность в осуществлении индивидуального подхода в процессе организованной образовательной деятельности в группе из-за особенностей детей с ОВЗ;
сложность вовлечения особых детей, имеющих осложненные диагнозы (ДЦП, синдром Дауна, др.) в совместную деятельность: непосредственно образовательную деятельность и совместную, такие, как игры, прогулки, свободная и самостоятельная деятельность.
Также выявлено, что большинство педагогов знают и могут выделить основные проблемы, с которыми они сталкиваются в ДОУ, а также трудности в воспитании, обучении, коррекции детей с ОВЗ. При этом каждый педагог оценивает свои трудности адекватно, возможности – объективно, и каждый хотел бы повысить эффективность работы с такими детьми, что позволяет оценить готовность педагогов к работе в интегрированных группах.
Общий вывод: В результате проведенного исследования выявлено, что осуществление интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ на сегодняшний день является актуальным, и, в основном, все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги, - готовы к интегративным процессам.