МААМ-картинки

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»

Ирина Щепетинникова
Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»

Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида.

Цель практического исследования:

изучение реализации процесса интегрированного подхода к воспитанникам с ОВЗ в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида.

Задачи для реализации этапов экспериментального исследования:

определить уровень осуществляемых интегративных механизмов в образовательном пространстве ДОУ;

Публикация «Аналитический обзор „Результаты практического исследования процесса интеграции“» размещена в разделах

оценить готовность участников образовательного процесса к интегративным процессам;

на основании проведенного исследования определить стратегию оптимизации интегративных механизмов в условиях конкретного ДОУ.

Следует отметить, что в ДОУ все группы логопедические, детский сад посещают дети с различными речевыми нарушениями, отклонениями в психофизическом развитии, дети-инвалиды. В каждой группе компенсирующей направленности при основной массе детей, имеющих общее недоразвитие речи, есть от одного до четырех детей-инвалидов с разными по структуре и сложности отклонениями.

В эксперименте принимали участие: воспитанники подготовительной группы, педагоги и родители детей.

Исследование проводилось с помощью методов - беседы и анкетирования, состояло из трех этапов:

• беседа с воспитанниками;

• анкетирование родителей воспитанников группы;

• анкетирование педагогов.

I этап: проведение беседы с воспитанниками.

Цель: выявить отношение детей в группе к интегрированным в образовательное пространство сверстникам с отклонениями в развитии.

В эксперименте участвовало 20 детей.

Вопросы беседы:

1. Кого бы из группы ты пригласил на свой день рождения?

2. С кем бы из группы ты хотел сидеть за столом во время занятий, обеда?

3. Кому из группы ты хотел бы больше всего помочь в игре, на занятиях?

4. Кого из группы ты считаешь своим другом?

5. С кем из детей ты не хотел бы находиться в одной группе?

Вывод: Анализ результатов беседы показал, что воспитанники достаточно адекватно и доброжелательно относятся друг к другу, а к детям-инвалидам проявляют толерантность (сопереживание, сочувствие, принятие)

II этап: анкетирование родителей воспитанников.

Цель: выявить мнение родителей о контингенте детей данной группы. В анкетировании приняли участие все родители возрастной группы (20 человек).

Вопросы анкеты:

1. Сколько Ваш ребенок посещает ДОУ?

2. Нравится ли Вашему ребенку находиться в этой группе, почему?

3. Хотели бы Вы, Чтобы Ваш ребенок посещал другую группу в детском саду или другое учреждение, почему?

4. Знаете ли Вы о контингенте детей группы, которую посещает Ваш ребенок?

5. Испытывает ли Ваш ребенок проблемы и дискомфорт в общении с детьми, какие?

Вывод: Анализ анкетирования родителей показал, что практически все дети находятся в данной возрастной группе с момента ее открытия, с первого года обучения, при этом детям нравится в группе и менять группу, и тем более учреждение, никто не намерен. Большинство родителей (17 человек, зная о том, что в группе есть дети-инвалиды и дети, имеющие тяжелые нарушения речи, иные сложные дефекты, относятся к контингенту группы вполне адекватно, подчеркивая, что в этой группе уделяется достаточное внимание всем детям, к каждому ребенку относятся как к личности. В группе реализуется адаптированная образовательная программа, включающая раздел организации коррекционной и оздоровительной работы. Это единственное ДОУ в городе и районе, где в каждой группе есть специалисты: учитель-логопед, дефектолог, а также работают педагог - психолог и два инструктора по физической культуре, в т. ч. инструктор по обучению плаванию, ассистент по психолого-педагогическому сопровождению детей – инвалидов, с кратковременным пребыванием. Небольшое количество родителей (3 человека) отмечают, что присутствие детей с тяжелыми дефектами в группе мешают их ребенку, да они и сами не готовы проявлять сопереживание в силу своих особенностей восприятия проблемы интеграции и инклюзии. Но общее мнение родителей сводится к тому, что в группе созданы достаточные условия для интегрированного обучения, способствующие успешному воспитанию, развитию, коррекции. Коррекционная работа, логопедизация образовательного процесса, режимных моментов, работа по сохранению и укреплению здоровья, проводимые в ДОУ, способствуют комплексному психолого-педагогическому воздействию на ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду. Гуманное отношение педагогов, их квалифицированный подход к решению проблем детей позволяет им чувствовать себя полноценными личностями. Создание таких условий в данной возрастной группе в большей мере удовлетворяют и устраивают родителей, не вызывая сомнений относительно общего микроклимата.

III этап: анкетирование педагогов.

Цель: выявить готовность педагогов к работе с детьми в интегрированной группе. В анкетировании приняли участие 15 педагогов.

Вопросы анкеты:

1. Ф. И. О. педагога.

2. Образование, стаж педагогической работы.

3. Сведения о курсах повышения квалификации.

4. Имели ли Вы опыт работы в интегрированной группе?

5. Сколько лет Вы работаете в группе для детей с ОВЗ, в т. ч. включая детей со сложными дефектами, детей-инвалидов?

6. Испытываете ли Вы трудности в работе с такой группой детей?

7. Какую помощь Вы хотели бы получить от профильного специалиста?

8. В каком объеме в данной группе нужно сопровождение ассистента?

9. Ощущаете ли Вы дисбаланс микроклимата интегрированной группы?

10. Испытываете ли Вы дисгармонию в работе с родителями воспитанников интегрированной группы?

Вывод: Анализ анкет показал, что педагоги, имея высшее педагогическое (12 человек) и среднее профессиональное образование (3 человека, работая свыше 10 лет в образовательном учреждении, в настоящее время сталкиваются с рядом трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности:

недостаток знаний об особенностях развития ребенка с ОВЗ, особенно по осложненным дефектам;

трудность в осуществлении индивидуального подхода в процессе организованной образовательной деятельности в группе из-за особенностей детей с ОВЗ;

сложность вовлечения особых детей, имеющих осложненные диагнозы (ДЦП, синдром Дауна, др.) в совместную деятельность: непосредственно образовательную деятельность и совместную, такие, как игры, прогулки, свободная и самостоятельная деятельность.

Также выявлено, что большинство педагогов знают и могут выделить основные проблемы, с которыми они сталкиваются в ДОУ, а также трудности в воспитании, обучении, коррекции детей с ОВЗ. При этом каждый педагог оценивает свои трудности адекватно, возможности – объективно, и каждый хотел бы повысить эффективность работы с такими детьми, что позволяет оценить готовность педагогов к работе в интегрированных группах.

Общий вывод: В результате проведенного исследования выявлено, что осуществление интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ на сегодняшний день является актуальным, и, в основном, все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги, - готовы к интегративным процессам.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Исследования в космосе» Программное содержание: Цель: Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду - обогащение опыта межличностного.

Фотоотчёт практического семинара «Дидактическая игра как способ познавательного развития ребёнка»Фотоотчёт практического семинара «Дидактическая игра как способ познавательного развития ребёнка» Фотоотчёт о практическом семинаре «Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка. Семинар раскрыл значение дидактических.

Конспект практического родительского занятия-собрания во второй младшей группе «Общение без проблем!» Цели: • Помочь родителям понять характер общения с ребенком • Расширить навыки конструктивного общения в контексте детско – родительских.

Конспект практического экспериментирования в младше-средней группе «Наши руки»Конспект практического экспериментирования в младше-средней группе «Наши руки» Конспект практического экспериментирования в младше - средней группе ОГКОУ"Школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными.

Конспект практического занятия с детьми старшей группы по ПДД «Смешуроки на дороге» Конспект практического занятия с детьми старшей группы на тему «Смешуроки на дороге» Цель: - обобщать и закреплять знания детей о правилах.

Конспект практического занятия с родителями (родительское собрание) «Роль семьи в воспитании ребёнка» Конспект практического занятия с родителями «Роль семьи в воспитании ребёнка» Цели: - обратить внимание на взаимосвязь родительских оценок.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Обзор и методические рекомендации к сборнику «Звёздочка в гостях». Часть 2.Обзор и методические рекомендации к сборнику «Звёздочка в гостях». Часть 2. В 1 части обзора и рекомендаций к сборнику: "Звёздочка в гостях", я писала, что повествование стихов написано от лица 6-7летней девочки,.

Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания Коллеги, хочу предложить на обсуждение тему по по синдрому эмоционального выгорания (далее - СЭВ). Конец учебного года, а так же повышающиеся.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции»
Опубликовано: 9 июня 2016 в 19:02
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД