Ирина Ефремова
Аналитический отчет учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
учителя-логопеда МБДОУ детского сада ОВ №6 И. Н. Ефремовой
о работе, проделанной в 2015-2016 учебном году.
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической реабилитации являются:
• коррекция звукопроизношения у детей;
• развитие навыков связной речи;
Публикация «Аналитический отчет учителя-логопеда» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
• оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям);
• научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МБДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
• диагностическое;
• организационно – методическое;
• работа с родителями;
• работа с педагогами и специалистами;
• самообразование.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с каждым из родителей, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В 2015-16 учебном году в логопедическую группу было зачислено 13 детей, 2 ребенка в течении года были переведены в другие сады по семейным обстоятельствам, 1 ребенок был принят в логогруппу. В процессе обследования речи, на начало года, у детей были выявлены следующие нарушения: ОНР III уровня – 28 детей – 32%; ОНР II уровня – 1 ребенок – 1%; ОНР I уровня – 0. У некоторых детей, зачисленных в логопедическую группу, имеются нарушения психических процессов, также один ребенок имеет диагноз минимальная мозговая дисфункция. У всех детей нарушено звукопроизношение, у большинства - недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей старшей группы. Результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. На каждого ребенка пишется логопедическое заключение и планируется индивидуальный маршрут.
Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов. Дети с нетерпением ждут занятий, особенно когда на занятиях присутствует сказочный персонаж, которому необходимо помочь или научить чему-либо. Дети, которые посещали непрерывно логопедический занятия показывают неплохие результаты по словообразованию, грамматическому строю речи и обучению грамоте, но до конца не автоматизированы звуки, поэтому они оставлены на продолжение коррекционной работы.
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В течение учебного года было дано 4 открытых мероприятия: - совместно с педагогом подготовительной группы Малаховой О. М. НОД по познавательно – речевому развитию в области «Коммуникация» «Соберем урожай»; - совместно с педагогом старшей группы Синьковской А. В. НОД Образовательная область «Чтение художественной литературы», «Познание» и «Коммуникация» «Знакомство с русской народной сказкой «Хвосты»; - НОД с детьми 5-7 лет по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи по теме: "Дикие животные" (КВН) - НОД с детьми 6-7 лет по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи по теме: "В мире много сказок".
В конце учебного года проведена диагностика речевого развития детей подготовительной группы в количестве 20 детей по методике Фотековой. Дети показали следующие результаты:
высокий уровень – 12 детей – 60%;
выше среднего – 3 детей – 15%;
средний уровень – 5 детей - 25%;
ниже среднего – 0;
низкий уровень – 0.
Работа с родителями.
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В начале учебного года посетила родительские собрания и выступила (в старшей логопедической группе и в старшей группе при школе) с темой «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи», с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта, познакомить родителей с упражнениями артикуляционной гимнастики, раскрыть необходимость ежедневных упражнений. Для этого была сделана папка – передвижка «Артикуляционная гимнастика» .
В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные консультации, с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.
В младших группах в уголке для родителей вывешивала информацию, как развивать речь ребенка и на что обратить внимание и т. д.
В старшей логопедической группе с начала года работает логопедический уголок «Уроки логопеда», в котором были представлены такие темы как :
Заикание — что это такое, Как помочь ребенку заговорить, С пальчиками играем – речь развиваем, «О ДЫХАНИИ», «Слова, слова, слова (расширяем словарный запас у детей старшего дошкольного возраста)», Как развивать самоконтроль у детей за реализацией звукопроизношения и т. д.
Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители.
Работа с педагогами и специалистами.
Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедический пункт.
Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.
В течение учебного года принимала участие в педсоветах, посещала консультации, творческие отчеты и семинары, проводимые воспитателями и специалистами. Принимала участие в районных методических объединениях учителей – логопедов.
Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Самообразование.
Логопедическая работа требует от меня: терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства.
И действительно, горы перечитанной литературы, советы коллег, курсы усовершенствования, семинары, вебинары, районные методические объединения, собрания и консультации для родителей и педагогов, изготовление и приобретение наглядных пособий – все работало и работает на приобретение опыта.
Результаты работы по самообразованию – это источник пополнения логопедического кабинета. В этом году пополнился список методической литературы. Приобретен раздаточный и демонстрационный материал по лексическим темам. Так же использую опыт учителей-логопедов нашего района и делюсь своими наработками с ними и педагогами ДОУ.
Продолжаю работу по теме самообразования «Дидактические игры, как средство развития словаря детей». В течение года продолжала разрабатывать систему дидактических игр по обогащению словарного запаса детей с ОНР. Для этого включала дидактические игры в логопедические занятия, стараясь подбирать по лексическим темам, чтобы детям было легче усваивать предложенный материал.
Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:
• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционноразвивающей работе через разнообразные формы;
• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;
• продолжить работу по теме самообразования.
май 2016г. Учитель-логопед : И. Н. Ефремова