Анализ изменения предметно-пространственной среды в подготовительной группе

Софья Катцына
Анализ изменения предметно-пространственной среды в подготовительной группе

Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, здоровьесберегающую, безопасную, полифункциональную, эстетически-привлекательную.

Дата проведения анализа: 16 февраля 2018 года.

Воспитатель: Катцына Софья Александровна

Характеристика контингента детей: в подготовительной группе 26 детей, из них 12 мальчиков и 14 девочек.

Возраст детей от 5,5 до 7 лет. 60% детей нашей группы находятся в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивноразрешаются.

Все дети разносторонне развиты, некоторые из них дополнительно занимаются в хореографических кружках, спортивных секциях, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.

На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты.

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. И включает в себя:

• Двигательную активность

• Возможность уединения

• Реализация образовательных программ

• Трансформируемость

• Полифункциональность

• Вариативность

• Доступность

• Безопасность

• Содержательно-насыщенна, соответственно возрасту

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

В групповом помещении созданы условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

В центре художественного творчества имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

• белая бумага разного формата

• цветной картон

• восковые мелки

• карандаши

• гуашь и кисти разного диаметра

• трафареты

• образцы для рисования

• операционные карты оригами

• пластилин, доски, стеки

предметы искусства

• бросовый и природный материал для художественного труда.

Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины и др.

Центр ФЭМПоснащен раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, набором геометрических фигур.

Центр природы и экспериментирования. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями. Уголок экспериментирования оснащён природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации и календарь погоды.

Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.

В центре художественной литературы представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется центр физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Центр развития речи содержит материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.

Игровая зона позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

В центреконструирования находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

Центр театрализации находится рядом с центром художественной литературы. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. В уголке ряженья есть различные элементы костюмов, украшений и т. п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В группе создан уголок дежурства – это способствует формированию умения выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

Место отдыха оснащено выдвижными кроватями для дневного сна детей. Интерьер группового помещения выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей и исключает перевозбуждение детей во время пребывания в группе.

Вывод: создавая развивающую среду, воспитатели постарались построить ее с учётом ФГОС ДО, сделать информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой ДО, разработанной на основепрограммы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы/

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой». При проектировании развивающей предметно-пространственная среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.

ОО Наполнение предметно-пространственной среды Степень личного участия

Социально-коммуникативное развитие Центр сюжетно-ролевой игры

Кукольный уголок: куклы разных видов и размеров, кроватка и мебель для кухни, наборы посуды, набор постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Верстак для мальчиков с набором инструментов. Атрибуты для игр «Парикмахерская», «Больница», «Кафе», «Я - строитель» Атрибуты для с-р игр – «Парикмахерская», «Больница». Наборы кукольной одежды и постельного белья. Мебель для кукольного уголка: стол и стул из деревянного конструктора. Контейнеры для атрибутов с-р игр.

Центр трудового воспитания

Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке. Уголок дежурств: график, фартучки и колпачки для дежурных. Алгоритм навыков самообслуживания. Картотека пословиц и поговорок о труде.

Центр театрализации

Разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, конструктор-настольный театр, пальчиковый театр, куклы-марионетки, лоскутные куклы-столбушки, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Иллюстрации к различным сказкам. Уголок ряжения: различные элементы костюмов, украшений, народные костюмы, шапочки животных и т. п. Изготовление кукол-марионеток из бросового материала, лоскутных кукол, контейнеров для хранения материала. Ширма для проведения мини-спектаклей силами детей. Накидки «Плохое настроение», «Хорошее настроение»

Центр ФЭМП

Познавательное развитие Настольно-печатные игры «Арифметический тренажёр» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать», «Логика и цифры», «Сложи узор», «Геометрическое лото», Головоломки-вкладыши, Блоки Дьенеша, Палочки, счётный материал.

«Геометрическое лото», счётный материал и материал для сравнения.

Центр природы и экспериментирования

Календарь природы; картотека прогулок;картотека занимательных опытов, настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», лото растений и животных, «Времена года»); домино (фрукты, овощи, животные и т. д.); пазлы; контейнеры с различным природным материалом; леечки и садовый инструмент; коллекции значков, марок, открыток; фотоальбом «В гостях у Дедушки Клёна: наблюдения детей». Картотека прогулок; картотека занимательных опытов; оформление коллекций; фото-альбом «В гостях у Дедушки Клёна: наблюдения детей»; гербарий «Что растёт у нас в саду?»

Центр патриотического воспитания

Символика нашей страны; фото- книги по городам России; карта России; настольно-печатные игры из серии «Волшебный Петербург», «Наш город»; пазлы; конструкторы «Архитектура Санкт-Петербурга»; книги по истории города; иллюстрации, фотоальбомы.

Подборка иллюстраций «Мой город»; постоянная фото-выставка «Я и Петербург»; пазлы «Достопримечательности Петербурга» (выполненные из открыток)

Центр Безопасность

Плакаты: «Безопасная улица», «Один дома», «Правила пожарной безопасности»; иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах, пожарная без-ть;материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки); настольно-печатные игры: «Правила дорожного движения»; картотека сказок о ПДД; маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад»,творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности».

Маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад»,изготовленные совместно родителями и детьми; картотека дорожных знаков; подборка иллюстраций по пожарной безопасности. Картотека подвижных игр для обыгрывания различных ситуаций.

Речевое развитие Центр художественной литературы

Книги подобранные по возрасту и по текущей теме; портреты писателей и поэтов; сюжетные картинки; настольно-печатные игры по развитию речи; мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Художественно-эстетическое развитие Центр художественного творчества

Акварель; Гуашь; Кисти разных размеров и материалов; Бумага разной фактуры; Ножницы; Трафареты; Палитры; Пластилин; Гипс иформы для лепки; Карандаши; Фломастеры; Восковые мелки; Дидактический материал из серии «Искусство детям»; Схемы смешивания красок; рисования человечков; таблицы: «Тёплые – холодные цвета», «Контрасные цвета»; Картины известных художников; Образцы изделий декоративно -прикладного искусства; Раскраски по темам; операционные карты народной росписи

Схемы смешивания красок; рисования человечков; таблицы: «Тёплые – холодные цвета», «Контрасные цвета»; операционные карты народной росписи: гжель, хохлома, городец.

Центр конструирования

Конструктор разных размеров и форм и материалов; Схемы построек; Мозаики разных форм и размеров; Бумага и операционные карты для оригами; Природный материал

Операционные карты для оригами; схемы построек.

Центр музыки

Музыкальные инструменты; Диски с музыкой и сказками; Портреты великих композиторов; картотека музыкальных и театрализованных игр

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Физическое развитие Мячи большие, средние, маленькие, обручи, кольцебросы, скакалки, кегли, дорожки здоровья; картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна и отражает содержание всех образовательных областей.

3. Учёт возрастных особенностей

Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа). Развивающая среда построена таким образом, что даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов и активности.

Возрастные особенности Отражение в развивающей среде

Проявление разных темпов развития Развивающая среда сохраняет некоторые особенности среды для детей не полных 6 лет. В группе присутствуют настольные игры и пособия для повторения знаний по старшему дошкольному возрасту.

Большая потребность в движении Мебель в группе расположена таки образом, чтобы зона двигательной активности была максимальна. В разных местах группы расположены схемы упражнений, двигательных заданий, фотографий.

Уголок уединения Детям необходима, иногда, возможность уединения. Уголок расположен таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя «закрытым» от остальных детей и воспитателя. В уголке расположен плакат для рассматривания.

Дети любят обозначать свою игровую территорию Каждый ребёнок имеет своё рабочее место, где, во время свободной деятельности ребёнок может расположить игровые атрибуты. Для детей, места которых не оборудованы ящиками выделеныконтейнеры и сшиты чехлы с кармашками для стульчиков

ВЫВОД: созданная предметно-пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы.

Публикации по теме:

Анализ предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе раннего возраста за 2016–2017 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Богатищевский детский сад» Анализ предметно-пространственной развивающей.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды Анализ развивающей предметно-пространственной среды В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группеАнализ развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе Анализ развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе в МКОУ Журавлёвской НОШ № 23. Анализ-описание предметно-развивающей.

Изменения предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группеИзменения предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе .

Презентация «Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе» Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе в соответствии ФГОС ДО. Ведущей деятельностью дошкольника.

Возрастные особенности детей 3–4 лет. Анализ развивающей предметно-пространственной среды группыВозрастные особенности детей 3–4 лет. Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы Добро пожаловать! Дом, в котором все окна распахнуты в детство, Я любуюсь тобой, не могу наглядеться. Мне милее и краше всех зданий на.

Организация развивающейся предметно пространственной среды в подготовительной группеОрганизация развивающейся предметно пространственной среды в подготовительной группе Развивающая среда подготовительной к школе группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО, образовательной и парциальных.

Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Красная шапочка» Цель: создание в группе.

Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группеРазвивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» Логинова Полина Нет такой стороны.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе АНАЛИЗ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Анализ изменения предметно-пространственной среды в подготовительной группе
Опубликовано: 12 марта 2018 в 06:16
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

Фотоотчет о проведении мероприятия «День именинника» в старшей логопедической группе
День именинника 20 ноября в нашем МБДОУ Д/С №3 «Тополек» состоялось музыкальное развлечение «День именинников». День рождение -это праздник, который ждет...
Мое хобби — выращивание домашних цветов. Часть первая
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу немного отвлечь вас от мыслей о работе. Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби - выращивании цветов. Я,...
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»
Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда повара,...