Полина Логинова
Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка»
Логинова Полина
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Публикация «Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2018
Е. И. Тихеева
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программы ДОУ развивающая предметно-пространственная среда организована нами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности детей складываются из множества составляющих:
- Наша РППС является содержательно – насыщенной, включает разнообразные средства обучения и развития, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Это позволяет обеспечить двигательную, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активности всех категорий детей, а так же обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность их самовыражения.
- Гибкое зонирование пространства даёт возможность детям самостоятельно выбирать разные виды деятельности. В зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей РППС может трансформироваться. Многие её составляющие универсальны, что позволяет использовать их в нескольких программных направлениях.
- Доступность и открытость РППС призваны стимулировать творческую активность детей. Широкая информативность, разнообразие тематик материалов и оборудования представленных зон, позволяет создать большое число развивающих задач разной сложности и обеспечивает нашим детям свободный выбор предметов и материалов РППС для их решения, возможность действовать индивидуально или со сверстниками.
- Важным условием функционирования РППС является её постоянное и целенаправленное изменение и пополнение. Так достигается максимальная реакция ребенка на предметное содержание РППС, стимулируется познавательно-исследовательская активность детей.
Направление: социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Мастерская» и др. Вся игровая мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Оборудование и пособия в центре размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки для игр, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы.
Уголок безопасности оснащен необходимыми ролевыми атрибутами, макетами и играми для закрепления знаний о ПДД и формирования норм безопасного поведения.
В центре «Юный конструктор»[/b] имеется различные виды строительных материалов. Все размещено в удобных, мобильных корзинах. Для обыгрывания построек имеются наборы машин, фигурки животных и людей.
Уголок уединения - уютное место для отдыха, которое легко трансформируется в пространство для сюжетно-ролевых игр
Направление: художественно-эстетическое развитие
Уголок «Веселые нотки» способствует развитию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Наши помощники - дидактические игры по музыке, фонотека детских, классических и народных музыкальных произведений.
В центре «Художественного творчества» полки заполнены необходимыми изобразительным материалами и инструментами. Рядом расположены столы для удобства ребят, желающих рисовать, лепить, конструировать из бумаги в свободное время.
Для организации выставок детских работ имеется специальное место.
Традицией группы стала организация мини-музеев[/b]. Один из них, постоянно действующий – «Народное творчество» с предметами народных промыслов и ремесел, а также тематическими альбомами, раскрасками и дидактическими играми.
Направление: физическое развитие
Спортивный уголок содержит как традиционное, так и нетрадиционное физкультурное оборудование, картотеки подвижных и пальчиковых игр, пособия по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни.
На прогулочном участке группы разместилась тропа здоровья.
Направление: речевое развитие
В книжном уголке расположились детские книги по программе, любимые книги детей, журналы, детские энциклопедии, иллюстративный материал, портреты детских писателей, а так же совместное творчество (детские рисунки по произведениям, авторские книги детей группы).
В центре «Речевичок»[/b] размещены настольно-печатные и дидактические игры, опорные схемы и мнемотаблицы, иллюстрации и серии картинок, игры на развитие мелкой моторики, оборудование для дыхательной гимнастики.
«Театральный уголок» [/b]имеет важное значение для речевого развития.
Различные виды театра: би-ба-бо, варежковый, пальчиковый, маски-шапочки персонажей, настольные театры из бумаги, костюмы для ряжения, мобильная ширма и различные декорации стимулируют творческие замыслы детей. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера.
Направление: познавательное развитие
Центр экспериментирования «Наука и природа» Для детского экспериментирования подготовлено различное оборудование, картотеки опытов, а также собраны природные материалы: образцы почв, шишки, семена, гербарий, муляжи грибов, овощей и фруктов, коллекции камней, ракушек, тканей, бумаги, пуговиц, древесины и многое др.
Природный уголок служит развитию экологически грамотного и бережного отношения к окружающему миру. Дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Ранней весной на нашем окне появляется огород на подоконнике .
А в мае мы высаживаем подготовленную рассаду в наш огород на прогулочном участке
Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, родного города. На полках центра расположились альбомы «Моя семья», «Мой дом», «Наша группа», «Любимый город Омск», художественная и познавательная литература по краеведению, символика РФ и Омской области, атлас и Красная книга Омской области, дидактические игры по патриотическому воспитанию.
Ко дню рождения города всегда открыт мини-музей «Мой любимый Омск», готовятся выставки и газеты о памятных местах города.
Для организации образовательной деятельности и самостоятельной занятости детей в свободное время создан центр «Хочу все знать!». Его задача - воспитание у детей потребности занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия.
На полке в свободном доступе для детей размещены настольно-печатные игры, различные виды мозаик, разрезные картинки, пазлы, логические игры «Танграмм», «Сложи узор», кубики Никитина, палочки Кюизенера, лабиринты, счетный материал, различные дидактические игры, кассы цифр и букв, широкий выбор игр на развитие мелкой моторики: шнуровки, вкладыши, бусины для нанизывания и многое другое.
Вот таких результатов в организации развивающей предметно-пространственной среды нам с моей коллегой Сальниковой Анжеликой удалось достичь на сегодняшний день. А впереди еще так много идей и решений!