МААМ-картинки

Анализ педопыта «Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте»

Зинаида Иликчиева
Анализ педопыта «Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте»

Анализ педагогического опыта по теме самообразования

«Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте"htt:www maam.ru/user/513023

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию.

Публикация «Анализ педопыта „Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте“» размещена в разделах

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием, т. е. расширять и углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных требований.

Проблема. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя решение трёх задач:

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть,

учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь

позвать.

Актуальность. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя:

- ознакомление с окружающим миром;

- воспитание навыков поведения в повседневной жизни;

- развитие речи;

- развитие памяти, мышления, внимания;

- ознакомление с конструированием;

- понимание изобразительного искусства;

- игру.

При реализации этой программы воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Новизна: Система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др., внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками:

Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Цели.

• Организовать совместную деятельность родителей, воспитателей и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; по повышению культуры участников дорожного движения.

• Выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить представление о проблемах безопасности дорожного движения.

Задачи.

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

• Разработать перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на улице с детьми.

• Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

• Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

• Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Ресурсное обеспечение:

• Уголок дорожного движения в групповом помещении.

• Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт», дорожные знаки.

• Методический инструментарий.

• Библиотечка «Школа светофорных наук»

Результаты работы:

• Расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

• Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

• Дети умеют предвидеть опасные ситуации и обходить их.

• Повышена активность родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

В средней группе у детей расширяются представления о видах общественного транспорта (автобус, троллейбус, маршрутное такси); одностороннем и двухстороннем движении, перекрестке; дорожных знаках «Пешеходный переход» («Зебра», «Подземный переход», «Пешеходный светофор», «Транспортный светофор». Воспитанники изучают значение сигналов пешеходного и транспортного светофоров; правила поведения для пешехода (На проезжей части быть всегда внимательным. Переходить улицу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал пешеходного светофора, красный сигнал транспортного светофора. При переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотреть налево, дойдя до середины улицы – направо. Детские игры на дороге запрещены. Перебегать улицу нельзя).

В старшей группе расширяются и систематизируются представления детей об одностороннем и двухстороннем движении; о проезжей части, тротуаре, осевой линии; знакомятся с правилами движения по загородной дороге (Идти по обочине навстречу движущемуся транспорту. Переходить дорогу только в тех местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. Прекратить все игры, баловство при переходе по загородной дороге.)

Ребята продолжают изучать:

* правила для пешеходов: Пешеходы должны ходить только по тротуару. Переходить дорогу только в местах, указанных для перехода или где нанесена разметка. В случае если не успел перейти улицу, должен остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки встречных направлений. При двухстороннем движении смотреть сначала налево, затем направо;

* правила для пассажиров: Ожидать транспорт в специально отведенных местах (на остановках). В транспорте пассажир должен соблюдать правила поведения и не мешать водителю и пассажирам. Запрещается в автотранспорте громко говорить и шуметь. Прежде чем зайти в транспорт, необходимо дать возможность выйти пассажирам.

* дорожные знаки «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Въезд запрещен», «Дети», «Опасный поворот», «Одностороннее движение», «Двухстороннее движение». «Сужение дороги», «Неровная дорога».

В подготовительной группе расширяются и систематизируются представления детей о труде людей по строительству дорог; труде людей по созданию и обслуживанию транспортных средств; празднике автомобилистов; Государственной инспекции безопасности дорожного движения, призванной охранять порядок на дорогах; сигналах регулировщика дорожного движения; тормозном пути и об опасности перехода дороги перед приближающимся транспортом; правилах для велосипедистов, их обязанностях; специальных машинах, их преимуществе перед другим транспортом при движении; правилах перевозки пассажиров в автомобильном транспорте.

Ребята продолжают изучать:

* правила для пешеходов и пассажиров (Переходить улицу на перекрестках по линии тротуара. Прежде чем переходить дорогу, нужно убедиться в полной безопасности; запрещается переходить путь приближающемуся транспорту. Нужно подчиняться сигналам светофора. Пешеходы должны быть взаимно вежливы. Ожидать общественный транспорт следует только в специально отведенных местах и на остановках);

* начертание дорожных знаков, их значение и группы (предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса, запрещающие, предписывающие).

Выпускники самостоятельно катаются на 2-х колесном велосипеде и самокате по прямой, по кругу, змейкой, тормозят; свободно ориентируются в любой дорожной ситуации; под присмотром взрослого самостоятельно переходят улицу.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Акцент в сотрудничестве с родителями делается на том, что они – пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т. к. нарушать правила поведения дети учатся, прежде всего, у взрослых.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют не только традиционные формы – консультации, памятки, анкетирование, но и непосредственное, «живое» участие в изготовлении и презентации атрибутов, праздниках, творческих конкурсах.

Организуемые встречи с инспекторами по пропаганде безопасности дорожного движения способствуют повышению культуры безопасного поведения на дороге у всех участников образовательного процесса, т. к. инспекторы – люди, компетентные и в вопросах статистики, причин ДТП и главные помощники в предостережении детей и взрослых от нарушений и возможной беды на дороге. В ходе встреч даются рекомендации и ответы на вопросы по проблемам дорожной безопасности.

Повседневная жизнь таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

Благодаря комплексному, системному подходу к решению проблемы формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и транспорте дети демонстрируют положительные итоговые результаты.

Педагогическая диагностика

Правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности.

Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.

Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

• планирование непосредственно образовательной и воспитательной работы с детьми;

• отбор и постановке программных образовательных и воспитательных задач;

• использование современных методик и технологий развивающего обучения;

• создание предметно-развивающей пространственной среды группы;

• организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;

• определения временной нагрузки на каждого ребёнка.

Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; в результате анализа детских работ.

Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения

Фамилия, имя ребёнка:

Дата обследования:

Вопросы, по которым проводится опрос и обследование Баллы

1 2 3

Какие виды транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Где его ожидают люди?

Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

Правила поведения в общественном транспорте.

Что такое перекрёсток?

Что такое «зебра»?

Для чего нужен «Островок безопасности»?

Кто контролирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.

На какие две части делится дорога?

Правила перехода улицы.

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Где разрешается ездить на велосипеде?

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!».

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход».

Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка».

Покажи дорожный знак «Велосипедное движение».

Результаты подсчета высокий средний низкий

Суммарный диапазон 38-57 29-37 19-28

Характеристика уровней при оценке знаний детьми

Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним.

«1» балл.

Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.

Средний уровень. «2» балла.

Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

Высокий уровень. «3» балла

Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.

Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Осторовский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД Актуальность проблемы состоит в том, что в последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную.

Конспект занятия по ПДД для детей младшего дошкольного возраста Ведущая цель образовательной программы «Азбука безопасности» для возрастного периода: содействие формированию первичных представлений об.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах» Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах Повседневная жизнь таит в себе множество опасностей, поэтому обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее, и решение.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ педопыта «Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте»
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 13:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД