Лучший педагог года

Анализ программ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Дмитриева Светлана
Анализ программ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС любая примерная программа включает образовательную область «Речевое развитие».

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Анализ программ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л. А. Парамоновой. Эта Программа была создана по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы развития образования на 2002 год Центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Если в младшем дошкольном возрасте (младшая и средняя группы) сохраняется название раздела программы «Развитие речи», то в старшем дошкольном возрасте (начиная со старшей группы) оно меняется и формулируется как «Развитие речи и начал грамоты». Практически работа по формированию начал грамоты уравнивается с развитием речи. С изменением названия значительно расширяется содержание и увеличивается объем работы.

Детей старшей группы необходимо :

1. Учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные); определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, стихотворении, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

2. Учить различать правую и левую руку, ориентироваться в направлении движений «к себе» и «от себя»; осваивать пространство действий (большие пространства зала, участка) в подвижных играх, хороводах, договариваясь между собой о возможных перемещениях;

3. Совершенствовать координацию движений рук, кистей, пальцев при вращении волчка на полу, на столе, при изготовлении поделок из мелких деталей и т. п.

В подготовительной группе объем работы увеличивается, поэтому воспитателю необходимо:

4. Учить детей ориентироваться на плоскости: составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты;

5. Вырабатывать ритмизацию движений руки с помощью задаваемых голосом ритмических слоговых рядов и приговорок; в считалках – при медленном и быстром темпе движения руки;

6. В течение всего года крупно рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания для детей, писать росчерки;

7. Продолжать совершенствовать координацию мелких движений рук в рукоделии, конструировании из мелких деталей и др. ;

.8. Учить рисовать линии в разных направлениях, полосы разной ширины («дорога», «ручей», «лента», делить их пополам, рисовать от руки квадрат (перекрестки улиц и др., простые росчерки («петли», «лента», «волна»);

9. Учить разглядывать и рисовать «буквицы», подписывать свои работы (буквой, значком, именем и др.);

10. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представления о слове, звуке, слоге, предложении.

В программе «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца) отражено базисное содержание дошкольного образования. Авторы этой программы считают, что в дошкольном возрасте доминирующее значение приобретает развитие умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Поэтому раздел «Речь и речевое общение» представлен как самостоятельный. Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. В программе не выделена подготовка к обучению грамоте как определенное направление работы, но задача перед педагогом ставится конкретная: развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».

В программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович) уже в младшем дошкольном возрасте в разделе «Развиваем речь детей» подготовка к обучению грамоте выделена как одно из ведущих направлений работы и включает в себя следующее содержание:

1. Учить детей слышать как часто повторяющийся звук в небольшом стихотворении, потешке, так и интонационно выделяемый воспитателем звук в отдельном слове;

2. Упражнять в интонационном подчеркивании нужного и простого по артикуляции звука (а,о,у,и,э,м,ф,в,б,п) при произнесении односложных трехзвуковых слов.

Авторы программы утверждают, что в среднем дошкольном возрасте речь становится для детей не только средством общения, но и объектом познания и анализа. Поэтому детей в средней группе знакомят с терминами «слово», «звук», и учат правильно понимать и использовать их, сравнивать слова по протяженности. Продолжается работа по совершенствованию умений звукового анализа слов :

1. Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

2. Различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

3. Определять место звука в слове (первый, последний, в середине);

4. Самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем –по представлению).

Со второй половины года программа рекомендует учить детей пятого года жизни анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, а также составлению предложений по «живой модели».

В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). Знакомятся с ударением: выделяют ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимают и используют в речи термин «предложение», составляют предложение из 3-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку. Знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок должен научиться читать. Причем если семилетний ребенок читает только слоги и простые односложные слова, то это оценивается как низкий уровень; если читает медленно по слогам – как средний уровень; а если читает короткие тексты – как высокий уровень. Само направление работы начиная со средней группы в программе обозначено как «Обучение грамоте».

Авторы программы «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) считают, что на пятом году жизни у детей заметно улучшается фонетическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками («Повтори, не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др.).

По мнению авторов, дети 4-5 лет проявляют интерес не только к звучащему слову, но и к буквам. Поэтому программа рекомендует при любом подходящем случае знакомить с ними детей : показать букву, назвать ее, сообщить, чье имя начинается с этой буквы и какие еще слова с нее начинаются, в чьем имени эта буква тоже есть, но в середине слова, рассмотреть букву и порассуждать о ее сходстве со знакомыми предметами, предложить детям найти эту букву в книге или газете, попробовать срисовать ее или вылепить и т. п. необходимо приветствовать попытки детей подписывать свои рисунки, изображать на нарисованных ими машинах номерные знаки, обозначать типы самолетов. В группе должно быть несколько наборов букв, и с детьми должны проводиться специальные игры, например «Мы знаем буквы», «Потерялась буква», «До-ре-ми…», «Жили-были буквы» и т. д.

В старшей группе наряду с разделом «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе» появляется новый – «Знакомство детей с буквами». В программе даются общие рекомендации по организации работы. Появление этого раздела авторы программы объясняют двумя причинами: во – первых, дети сами к этому стремятся, потому что хотят быть похожими на взрослых; во-вторых, требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. К тому же чтение является сложным навыком и требует значительного времени на отработку и доведение до автоматизма. А от сформированности навыка чтения значительно зависит успеваемость ребенка по другим предметам. В детском саду, по мнению авторов, можно выделить для знакомства с буквами специальное время в режиме дня с тем, чтобы вечером дома дети могли отдыхать. Работа строится циклами по четыре занятия подряд в течение одной недели. Дается типовой план работы по букве:

1. Демонстрация буквы, название ее;

2. Лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов;

3. Подбор слов, начинающихся на данную букву, с использованием специального «Словарика»;

4. Рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;

5. Из известных букв дети собирают слова и фразы; проводятся речевые игры.

В процессе знакомства с буквой авторы программы рекомендуют устанавливать связь между видом буквы и соответствующим звучанием, но при этом избегать усложненного звукового анализа. Вполне достаточно, по мнению авторов, если дети смогут выделять слова, начинающиеся на определенную букву… А до тех пор пока дети не научились читать, нужно избегать учить их различению твердых и мягких согласных, вводить понятия «гласные» и «согласные» и др. конечно, это спорный момент. Но положительным в программе является то, что авторы серьезное внимание уделяют созданию развивающей среды.

В программу «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 6-7 лет в детском саду включен раздел «Обучение детей чтению». Его введение авторы объясняют тем, что в нашей стране развитие, воспитание, обучение детей 6 лет осуществляется как в ДОУ, так и в школе. Дети поставлены в разные условия, поэтому одинаковые воспитательно – образовательные задачи должны решаться по-разному. В последние годы стало меняться учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились задачи, раннее не стоявшие перед детьми и педагогами детского сада. К числу таких задач относится обучение детей грамоте (раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте). Если педагоги ДОУ не будут данное обучение проводить организованно и методически грамотно, то это сделают родители по своему усмотрению, обучая своих детей чтению по разнообразным, часто не проверенным методикам. Поэтому по мнению авторов программы «Радуга», в работу с детьми 6-7 лет в детском саду необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению. Традиционное обучение грамоте включает в себя обучение первоначальному чтению, обучение письму, работу по развитию речи. В программе «Радуга» первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи.

В программе «Развитие» одним из основных направлений работы по развитию умственных и творческих способностей с детьми младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) является «Введение в грамоту». Грамота рассматривается авторами «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину, и поэтому они предлагают начать обучение с «погружения», введение ребенка в звуковую действительность русского языка. Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, и включает в себя два напраления:

• Введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка;

Подготовка руки ребенка к письму.

Работа над этим направлениям ведется последовательно. Работа в младшей группе по первому направлению начинается с развития артикуляционного аппарата, в средней группе педагоги переориентируют детей с семантической (смысловой) стороны речи на фонематическую (звуковую). В старшей группе детей обучают звуковому анализу слова, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове. В подготовительной группе дети узнают другую языковую действительность – знаковую (буквенную символику) и с помощью механизма позиционного чтения овладевают сначала слоговым, затем слитным способом чтения в пределах всего алфавита.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулируя этот процесс.

Итак, мы видим, на основе анализа содержания работы по обучению детей грамоте в современных образовательных программах для детских садов можно сделать следующий вывод: содержание работы и объем требований к уровню сформированности навыков чтения в современных программах различны.

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит :

Ознакомление со словом, вычленение слова, как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

Ознакомление с предложением и его словесным составом;

Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

Знакомство с буквами.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Исходя из вышесказанного перед педагогами ДОУ не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. Но в Федеральном Государственном образовательном стандарте сказано: содержание программ дошкольного образования рассматривает образовательную область "Развитие речи", которая включает, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

8. Как обследуют уровень сформированности разных сторон речи у детей.

Обследование речи детей младшего дошкольного возраста

Ф. И. ребенка ___ группа № ___

1. Исследование слухового восприятия. Определение направления звука ___

Восприятие и воспроизведение ритма --- --- * *; --- * * ---; * * --- --- ___

2. Исследование зрительного восприятия. Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарфики: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

___

Восприятие формы ( показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)___

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади___

Ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.

___

Складывание картинок из частей: 2-4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы___

___

Складывание фигур из палочек по образцу: «стульчик» и «кроватка» из 4-х палочек, «лесенка» из 5-ти палочек ___

4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы: толстые, тонкие, расщелина, шрамы, норма. Зубы : редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, норма. Прикус: прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, норма. Язык: массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка, норма. Подъязычная связка: короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки и тканями подъязычной области, норма.

5. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упражнений)___

___

Движение нижней челюсти (открыть и закрыть рот)___

Движения губ (растянуть губы в «улыбке», вытянуть губы вперед «трубочкой»)___

Движения языка (показать широкий язычок – «лопатку», показать узкий язычок «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю губу, потом на нижнюю «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого – «маятник»___

___

6. Исследование состояния импрессивной речи. Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, обувь, одежда, посуда) :___

Понимание действий ( показать по предложенным картинкам: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует) : ___

Понимание признаков ( показать по предложенным картинкам: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)___

___

7. Состояние фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении ( показать по картинкам: кит-кот, дом-дым, уточка-удочка, киска-миска)___

___

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении ( показать по картинкам: коза-коса, мишка – миска, кочка –кошка, малина- Марина)___

___

8. Активный словарь. Имена существительные (назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам) : Игрушки ___

Посуда ___Одежда ___

Глаголы (ответить на вопросы по картинкам). Что делает мальчик? (ест) ___

Что делает девочка? (Спит) ___ Что делают дети? (Играют)___

Что делает птица? (летит) ___Что делают рыбы? (плавают)___

Имена прилагательные ( назвать предъявленные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный)___

9. Состояние грамматического строя речи (употребление сущ. в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии : стол-столы, кот, дом, кукла, рука, окно) :___

___

Согласование прилагательных с существительными ед. числа по картинкам (красный мяч, синяя шапка, желтое ведро)___

Употребление числительных 2 и 5 с существительными (два кота, пять котов, две машины, пять машин)

___

10. Исследование фонетической стороны речи. Исследование звукослоговой структуры слов ( повторить за логопедом с опорой на наглядность: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька) :___

___

11. Состояние звукопроизношения (изолированно, в словах, в предложениях)___

Гласные: а,у, о, и, э___

Согласные: б,п, м, бь, пь, мь___

В, ф, вь, фь ___

Д,т, н, дь, ть, нь ___

Й ___с, з, ц, сь, зь___

Ш, ж ___ч, щ___

Л, ль, р, рь ___

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ программ по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 20:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД