Папки-передвижки

Анализ простейших правил раскрытия неопределенностей на уроках математики в 10 классе

Юлдашева Саодат
Анализ простейших правил раскрытия неопределенностей на уроках математики в 10 классе

Анализ простейших правил раскрытия неопределенностей.

Значительное место в школьном курсе математики занимают элементы математического анализа, в том числе и пределы функций с раскрытием неопределенностей. Целью изучения в школьной программе этой темы является формирование интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для свободной ориентации в современном мире; овладение математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Но как показывает опыт преподавания учителей в школе, вычисление пределов вызывает большие затруднения у школьников по сравнению с другими темами. В разделе «Предел функции и непрерывность» заметен высокий уровень научности и строгости понятий предела и непрерывности функции. Раскрытие неопределенностей – методы вычисления пределов функций, заданных формулами, которые теряют смысл в результате формальной подстановки в них предельных значений аргумента, то есть переходят в выражения / ; 0/0; - ; 0 ; 0^0; ^0; 1^.

Публикация «Анализ простейших правил раскрытия неопределенностей на уроках математики в 10 классе» размещена в разделах

Вопрос решения пределов является достаточно обширным и является объектом интереса современных направлений математики. Существуют десятки нюансов и хитростей, позволяющих решить данный предел. Объектом нашего исследования правила раскрытия неопределенностей и правила Лопиталя. Можно привести огромный список литературы, в которой изучаются пределы, способы их вычислений. Вместе с тем, при изучении нами различных публикаций по данной тематике выявлена относительная недостаточность данных в курсе школьной математики. В основном материалы представлены для изучения в высших учебных заведениях. В курсе же 10 класса отводится всего лишь 10 часов на раздел. Поэтому предлагаю методические рекомендации по методике раскрытия неопределенностей

/ ; 0/0; - ; 0 ; 0^0; ^0; 1^

при вычислении пределов функции.

Предел функции

Вспомним определения:

Число L называется пределом функции f(x) при x a, если для любого сколь угодно малого числа >0, найдется число N такое, что |f(x)-L|< при 0<|x-a|<. Символически записывают так: lim (x a) f(x)=L

Число L называется пределом функции f(x) при x +, если для любого сколь угодно малого числа >0, найдется такое число >0, что для любого x>N выполняется неравенство |f(x)-L|<. Пишут: lim (x +) f(x)=L

Отыскание предела функции по определению – это довольно трудоемкий процесс. Поэтому на практике удобнее пользоваться следующими теоремами о пределах.

Теорема. Если функции f(x) и (x) имеют пределы при x a

lim (x a) f(x)=A, lim (x a) (x)=B, то существует

предел суммы этих функций, причем lim (x a) (f(x)+ (х)=A +B=lim (x a) f(x)+ lim (x a) (x)

предел произведения этих функций, причем lim (x a) (f(x) (х)=A B=lim (x a) f(x) lim (x a) (x)

предел их отношения lim (x a) f(x)/( (х)=A/B =lim (x a) f(x)/lim (x a) (x) (B 0)

постоянный множитель можно выносить за знак предела: lim (x a) (C f(x)= C lim (x a) (x)

Некоторые методы и приемы вычисления пределов.

Пример 1. Найти предел: lim (x 2) (5x^2-3x+4)=5 2^2-3 2+4=18

Пример 2. Найти предел: lim (x 3) (x^2-5x+2)/(x^2+4)=(3^2-5 3+2)/(3^2+4) =-4/13

Пример 3. Найти предел: lim (x 5) (x-5)/(x^2+4x-1)= 0/44=0

Пример 4. Найти предел: lim (x -4) (x^2+2)/(x^2+5x+4)=18/0 =

Раскрытие неопределенностей

Нужно иметь в виду, что знак - это только символ для обозначения бесконечно большой величины. Он не обладает свойствами числа и в арифметических действиях не участвует. Вследствие этого возникают различного рода неопределённости. Основные виды неопределенностей :

±, /, 0/0, 0, ^0, 0 ^0, 1^ .

Вычисление пределов в этих случаях называют «раскрытием неопределенности». Вышеуказанные теоремы для бесконечных пределов неверны. Для вычисления предела – «раскрытие неопределенностей», предварительно преобразовывают выражения.

Пример 1. Найти предел: lim (x) (3x ^2-5x+2)/(x^2+4х+8)

Решение. Теорему о пределе частного применять нельзя, так как числитель и знаменатель дроби конечного предела не имеют. Имеем неопределенность вида /. Для избавления от неопределенности вынесем за скобки в числителе и знаменателе дроби переменную в старшей степени:

lim (x) (3x ^2-5x+2)/(x^2+4х+8)=( /)=lim (x) (x^2 (3-5/x+2/x^2)/(x^2 (1+4/x+8/x^2))=3/1 =3

Пример 2. Найти предел: lim (x 0) ((2x+1)-1)/x

Решение. Числитель и знаменатель дроби при х 0 стремятся к нулю, следовательно, имеем неопределенность вида 0/0. Для того, чтобы вычислить предел, перенесем иррациональность в знаменатель, умножив для этого числитель и знаменатель дроби на (2x+1)+1. Тогда

lim (x 0) ((2x+1)-1)/x =lim (x 0) ((2x+1)-1( (2x+1)+1)/x( (2x+1)+1) =lim (x 0) (2x+1-1)/x( (2x+1)+1) =lim (x 0) 2/( (2x+1)+1))=1

Пример 3. Найти предел: lim (x 1) (x-1)/( x-1)

Решение. Неопределенность 0/0 здесь можно раскрыть, сделав замену переменной x=t^6, тогда x=t^3, x=t^2,x 1,z 1

lim (x 1) (x-1)/( x-1)= lim (z 1) (t^3-1)/(t^2-1)=lim (z 1) (t-1(t^2+t+1)/(t-1(t+1) =lim (z 1) (t^2+t+1)/(t+1))=3/2

Пример 4. Найти предел: lim (x 3) (x^2-5x+6)/(3x^2-10x+3)

Решение. При вычислении данного предела применять теорему о пределе частного нельзя, так и числитель, и знаменатель равны 0. Воспользуемся разложением многочленов числителя и знаменателя на множители по формуле aх^2+bx+c=a(x-x_1) (x-x_2, где x_1 ,x_2 - корни квадратного трехчлена

aх^2+bx+c. Тогда

lim (x 3) (x^2-5x+6)/(3x^2-10x+3) = lim (x 3) (x-2(x-3)/(x-3(3x-1) =lim (x 3) (x-2)/(3x-1) =1/8

Замечательные пределы.

Пределы функций, в которых участвуют тригонометрические выражения, обычно сводятся к первому замечательному пределу

lim (x 0) sinx/x =1

Также используют несколько его следствий:

lim (x 0) x/sinx =1, lim (x 0) tgx/x =1, lim (x 0) x/tgx =1, lim (x 0) arcsin x/x =1, lim (x 0) arctg x/x =1

Пример 5. Найти предел: lim (x 0) 2sin2x/5x

Решение. Для избавления неопределенности 0/0 воспользуемся первым замечательным пределом

lim (x 0) 2sin2x/5x =lim (x 0) (2 2sin2x)/(2 5x) =lim (x 0) (4/5 sin2x/2x)=4/5

Пример 6. Найти предел: lim (x 0) arcsin3x/tg7x

Решение. Произведя следующие преобразования, имеем

lim (x 0) arcsin3x/tg7x =lim (x 0) (21x arcsin3x)/(21x tg7x) =lim (x 0) (3/7 arcsin3x/3x 7x/tg7x)=3/7 1 1=3/7

Пример 7. Найти предел: lim (x 0) (1-cosx)/(3x^2)

Решение. Так как 1-cosx=2 sin ^2 x/2, то

lim (x 0) (1-cosx)/(3x^2) =lim (x 0) (2 sin ^2 x/2)/(3x^2) =lim (x 0) (2 sin ^2 x/2)/(4 3 x^2/4) =1/6 lim (x 0) (sin x/2)/(x/2)^2=1/6 1^2=1/6

Пример 8. Найти предел: lim (x 2) (x-1)/(x-2)-4/(x^2-4)

Решение. В этом примере получаем неопределенность вида -. Приведем выражение под знаком предела к общему знаменателю.

lim (x 2) (x-1)/(x-2)-4/(x^2-4)=lim (x 2) (x^2+x-6)/(x^2-4)=lim (x 2) (x+3(x-2)/(x-2(x+2) =lim (x 2) (x+3)/(x+2) =5/4

Пример 9. Найти предел: lim (x 1) (1-x)tg x/2

Решение. Неопределенность вида 0 сведем к неопределенности 0/0, тогда

lim (x 1) (1-x)tg x/2 =(0)=lim (x 1) (1-x)/(ctg x/2)=(0/0)

Сделаем замену переменных z=1-x, тогда z 0,ctg x/2=ctg ((1-z)/2=tg z/2 и

lim (x 1) (1-x)/(ctg x/2)= lim (z 0) z/(tg z/2)=lim (z 0) (z/2 2/)/(tg z/2) =2/ lim (z 0) (z/2)/(tg z/2) =2/ 1=2/

Заключение.

Таким образом, в процессе раскрытия неопределенностей можно выделить следующие основные этапы:

подготовка выражения под знаком предела к устранению неопределенности путем применения преобразований;

переход (в случае необходимости) к неопределенности 0/0 или / – переход от одной функции к другой.

Литература:

Абылкасымова А. Е., Кучер Т. П., Корчевский В. Е., Жумагулова З. А., Алгебра и начала анализа : Учебник для 10 класса ЕМН, Алматы: Мектеп, 2019;

Темиргалиев Н., Введение в математический анализ, Астана, 2015;

Круглов Е. В., Мамаева Н. А., Таланова Е. А., Некоторые приемы вычисления пределов Нижний Новгород, 2018;

Матвеева Т. А., Рыжкова Н. Г., Математический анализ, Екатеринбург, 2017;

Самочернова Л. И., Высшая математика, Томск, 2005;

Альпин Т. Ю., Егоров А. И., Кашаргин П. Е., Сушков С. В., Практические занятия по математическому анализу, Казань, 2013.

Публикации по теме:

Анализ проведения декады математики в начальных классахАнализ проведения декады математики в начальных классах Со 2 по 13 декабря 2019 г. в школе проводилась предметная декада по математике среди учащихся 1-4 классов. Задачи предметной декады: • Привлечь.

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.) Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.) По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся.

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Урок математики в 5 классе, посвященный Дню синичкиУрок математики в 5 классе, посвященный Дню синички МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС. СИНИЧКИН ДЕНЬ. Цели: • образовательные: отработка практических умений и навыков действий с числами, применение знаний.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Технологические приемы на уроках математики в 1 классе Технологические приемы на уроках математики в 1 классе В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ простейших правил раскрытия неопределенностей на уроках математики в 10 классе
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 19:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД