Екатерина Фролова
Анализ реализации области «Художественно-эстетическое развитие» за первое полугодие 2017–2018 учебного года в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» за первое полугодие 2017-2018 учебного года в доу.
Анализ реализации области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» начат был прежде всего с опроса педагогов доу. Ставился вопрос «Как вы оцениваете уровень реализации области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в доу». Ответ последовал «Удовлетворительно», на вопрос в чем причина: большинство педагогов ответили: «Современный родитель ставит задачу усвоения умений и навыков в области р. р, обучения грамоте, познавательного развития и времени заниматься изо деятельности не хватает, родители знакомят с карандашами, с красками, с пластилином крайне редко, первое знакомство осуществляется в доу;»
Публикация «Анализ реализации области „Художественно-эстетическое развитие“ за первое полугодие 2017–2018 учебного года в ДОУ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Хочется отметить, что на это легко возразить: по ФГОС х-эст развитие, а именно худ. Творчество (как это звучит в программе Радуга) является самостоятельным направлением развития детей, и не вдаваясь в теорию, именно стремление ребенка изобразить объект действительности в младшем возрасте, до стремления наиболее точно изобразить объект действительности в старшем дошкольном возрасте является ведущей мотивацией для дальнейшего развития. Не говоря уже о взаимосвязи овладения умений и навыков, полученных на изо, с отсутствием проблем в дальнейшем с написанием цифр, букв и т. д. Если же говорить о нежелании родителя знакомить ребенка с видами изодеятельости, с худ. материалами, так тем более возрастает наша роль в реализации области х. -эст. Развитие. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству
Начать хотелось с задачи, которую ставит перед нами ФГОС и ООП Доу: а именно –создание условий. Проанализировав условия для худ-эст. Развития мы пришли к выводу, что условия созданы: в каждой группе есть отдельный центр, в котором представлены материалы для самостоятельной изодеятельности, но материалы – в основном карандаши, не всегда подточены, краски есть, трафареты в некоторых группах присутствуют, в некоторых нет, материалы расположены и присутствуют часто формально, доступ детям к ним ограничен. Причина видимо кроется в нежелании педагогов элементарно убирать за детьми. Поэтому рекомендовано дополнить центры худ-эстет. Развития материалами, схемами, пошаговыми инструкциями для изображения того или иного объекта (напомним младший дошкольный возраст – это объект, состоящий из трех – четырех частей; старший - больше, можно оснастить с репродукциями картин (сезонные). В организации самостоятельной деятельности детей необходимо помнить, что в младшем возрасте нужно всячески поощрять и способствовать возникновению у детей желания рисовать.
Анализируя планы образовательно-воспитательной работы, мы пришли к выводу, что НОД проводится, согласно плану, в остальное время изо деятельности уделяется недостаточно времени, очень мало знакомства с декоративно-прикладным искусством, а вариативная часть ООП является наш дом Южный Урал, где знакомство с декоративно-прикладным искусством является ведущим. Рекомендуем включить в план знакомство с декоративно-прикладным искусством, оснастить центры х. э. раз-я играми на составление орнаментов, на демонстрационные материалы, тем более, что садик года – по патриотическому воспитанию.
Что же касается НОД по изо деятельности, то посетив несколько занятий, мы пришли к выводу, что некоторые педагоги недостаточно освещены знаниями в организации НОД: Организация и оборудование занятий должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, подписана до занятия, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. Для наибольшего удобства нами была выпущена брошюра по организации занятий по изо деятельности.
Хочется отметить, что педагоги доу формирование и совершенствование навыков художественного творчества проводят посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию в первой младшей группе ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Что же касается старших дошкольников, то существует проблема в изображении человека или животного, особенно в движении. Рекомендуем упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользоваться образами долгосрочной памяти, чтобы сначала дети изображали предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение в отборе объектов изображения. Например, в младшей группе дети изображают предметы, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку и с изображениями данных предметов справляются 75 процентов детей.
Здесь закрепляются умения в проведении прямых линий (изображение ленточки, дорожки, карандаша, забора) и округлых линий (рисование и лепка мячика, шарика, колеса, баранки и т. п.). По существу, разницы между мячиком и шариком или ленточкой и дорожкой не будет: здесь закрепляются одни и те же умения, но изображение различных предметов способствует сохранению интереса детей к рисованию именно этой формы.
Подробнее хотелось бы остановиться на примере анализа детских работ в средней группе по аппликации:
31 октября 2017 года в средней группе был проведено занятие по аппликации «Большой дом». Содержание работ соответствовало теме недели «Дружба», сезону, необходимо было из готовых частей (прямоугольник) и самостоятельно вырезанных (треугольник, квадраты разной формы) собрать домик и приклеить его к листу бумаги. Работы выполняли 17 детей. Справились с работой двое.
В работах детей не соблюдена пропорция частей домика и расположения его на листе. Цветовая гамма выбрана педагогом не эстетично: черный, коричневый, почему-то розовые окна, не вызывают положительных эмоций, а, соответственно, не мотивируют детей к выполнению работы. Размер готовой фигуры прямоугольника, предложенной воспитателем, крупный, что и повлекло не соблюдение пропорций домика – работа не поместилась на лист. Воспитатель предложил детям наклеивать свои дома на обычную бумагу, что также привело к отсутствию эстетики, необходимо было выполнить работу на картоне.
Формы, которые дети вырезали сами, все разного размера, со скошенными краями, это позволяет, сделать вывод о том, что нарушена технология создания аппликации, не были предложены полоски разной ширины, из которых дети и вырезали бы фигуры.
Анализ данных работ показал, что педагог не подготовился к занятию.
Итак, можно сделать вывод, что ответ на поставленный в начале нашего разговора вопрос, будет таков: Уровень реализации области по худ-эстетическому развитию зависит прежде всего от уровня подготовки педагога к занятию. Надеюсь, что, учитывая все наши рекомендации, уровень реализации области по худ-эстетическому развитию в нашем доу повысится.