МААМ-картинки

Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни

Антонида Воронина
Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни

Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость широкого использования продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструктивной) в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Публикация «Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни» размещена в разделах

Исследователь Б. Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как «процесс получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков».

Изобразительная деятельность включает в себя такие виды деятельности, как рисование, лепка и аппликация.

Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация – простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы выполнения аппликации, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач продуктивной деятельности.

Теория и практика дошкольного образования накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности обучения аппликации в разных возрастных группах были даны Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Г. Н. Пантелеевым, З. А. Богатеевой, Е. С. Рогалевой, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Любая изобразительная деятельность дарит детям радость познания и творчества. Испытав эти чувства однажды, ребенок будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Но для этого необходимо создать определенные условия: прежде всего, обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности, сформировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение.

К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, чтобы развить у каждого воспитанника необходимые художественные умения.

Художественные умения включают в себя не только знание различных цветов и их оттенков, геометрических форм для передачи пропорций, разнообразных техник, умения составлять композиции, но и технические навыки владения инструментами.

Умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, точно и правильно выполнять действие. Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала.

На актуальность исследования указывает тот факт, что у детей дошкольного возраста существуют трудности в создании образа, передаче пропорций, свойств и качеств предметов и явлений. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, что, в свою очередь, приводит к потере интереса к изобразительной деятельности.

Такое положение происходит от того, что современные дети вольно и невольно оказываются в окружении большого количества технических средств, работой с которыми они с легкостью овладевают. Поэтому такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация начинают меньше привлекать детей. Связано это с тем, что в игре с гаджетами ребенок, управляя различными функциями, получает результат, не совершая конкретных продуктивных действий. Такая привычка создавать продукт благодаря техническим средствам, а не собственному практическому опыту, приводит к появлению множества стереотипов, которые сказываются на качестве детских работ и их выразительности. Поэтому овладение графической стороной изображения является важным условием, обеспечивающим решение изобразительной задачи.

Актуальность и практическая значимость данного исследования на сегодняшний день подтверждается еще и тем, что занятия по аппликации в средней группе проводятся один раз в две недели, что, наш взгляд, крайне недостаточно, так как не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по аппликации.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка возможности использования традиционных техник аппликации для развития художественных умений у детей 5-го года жизни.

Объект исследования – процесс развития изобразительной деятельности детей 5-го года жизни.

Предмет исследования – влияние традиционных техник аппликации на развитие художественных умений у детей 5-го года жизни.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие художественных умений у детей 5-го года жизни будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:

- обогащение эстетического и познавательного опыта детей в процессе приобщения к искусству аппликации;

- последовательное и систематическое ознакомление детей с художественными техниками;

- реализация цикла дополнительных занятий по обучению традиционным техникам аппликации.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

2. Определить уровни развития художественных умений детей средней группы.

3. Спланировать цикл дополнительных занятий по аппликации, апробировать его на практике и оценить эффективность.

4. Разработать материалы в помощь родителям.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей, количественная и качественная обработка результатов.

Основные понятия: продуктивная деятельность, изобразительная деятельность, художественные умения, изобразительные умения, технические навыки, аппликация, техника.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация на тему «Обрывная аппликация как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее.

Мастер-класс. Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс. Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДС №479 г. Челябинска Воспитатель.

Мультипликационная анимация как средство развития коммуникативных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями Цель: передача личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации. Задачи: стимулировать.

Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольниковОбъёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Педагогический опыт «Развитие речевых и коммуникативных умений детей третьего года жизни» Во второй группе раннего возраста «Алёнушка» ведётся работа по развитию речевых и коммуникативных умений детей в непосредственно образовательной.

Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать,.

Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1 работа на тему «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД.

Родительское собрание в младшей группе «Особенности развития ребенка 4-го года жизни. Игра как естественный способ развития» Собрание в младшей группе (3 года) Тема: «Особенности развития ребенка 4-го года жизни. Игра, как естественный способ развития ребенка».

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни
Опубликовано: 17 октября 2018 в 14:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД