Лучший педагог года

Арт-педагогические технологии коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Ирина Кимяева
Арт-педагогические технологии коррекции страхов у детей дошкольного возраста

На сегодня проблема коррекции страхов у детей дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Согласно определению, которое дает психологический словарь, страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас, он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Публикация «Арт-педагогические технологии коррекции страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Все страхи можно разбить на три группы: природные, социальные и внутренние.

Первая группа — страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человека. В соответствии с данной типологией, страх пожара относится к первой группе.

Вторая группа страхов — боязни и опасения за изменение своего социального статуса и окружения. На основании этой классификации страх публичных выступлений относится ко второй группе.

Третья группа страхов, в отличие от первых двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под собой реальной основы. Например, боязнь привидений можно отнести к третьей группе.

Существует предположение, что возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития человека. Страх — неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Как в процессе становления человечества менялись присущие человеку страхи, так направленность детских страхов изменяется по мере взросления ребенка. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.

Постепенно психологическая структура страхов усложняется, это происходит вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувства стыда, вины, гордости и самолюбия. Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других людей.

Начиная со второго года жизни постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Появляются страхи животных. В этот же период часто имеет место страх разлуки с родителями (особенно с матерью). Наиболее часто этот страх проявляется вечером, когда мать оставляет ребенка одного в кровати. В этом случае следует бурная эмоциональная реакция, сопровождаемая слезами.

Страх одиночества при засыпании достигает максимума позднее — в возрасте 3–4 лет. Для этого возраста характерна триада страхов : одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, в этот период достигают своего максимума страхи воды и врачей.

В 5–6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира, — нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому же виду фобий относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. В основе всех перечисленных противоречивых страхов лежит, прежде всего, боязнь смерти, сочетающаяся с испытываемым малышом чувством незащищенности. Данная фобия способна проявиться в том случае, если родители (особенно отец) требуют от ребенка большей самостоятельности, чем та, на которую он способен.

Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течение 3–4 недель, это можно считать нормой. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином аффективно-ослабленном виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. В то же время, нельзя забывать, что если о многих проблемах можно сказать, что ребенок их перерастет, то при неблагоприятных условиях детские страхи растут вместе с ним, увеличиваются до размеров фобий и пожирают душу изнутри. Поэтому чем раньше родители и специалисты обратят внимание на детские страхи и начнут с ними работать, тем лучше.

Вообще-то детям свойственно бояться. И это нормально, ведь ребенок маленький, слабый, а окружающий его мир таит в себе опасности. Но бывает, когда страх разрастается до слишком больших размеров и мешает ребенку жить. Обычно повышенными страхами страдают дошкольники и младшие школьники. В таких случаях особенно полезно прибегнуть к арт-педагогическим приемам коррекции, потому что дети очень рано начинают стесняться своей трусливости и скрывать ее от взрослых.

Нами было проведено эмпирическое исследование страхов у детей дошкольного возраста на базе МКДОУ Каширский детский сад 2. В исследовании приняли участие дети старшей и подготовительной групп в возрасте 5–7 лет в количестве 25 человек, а также родители в количестве 45 человек.

Нами была проведена методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» [3], целью которой является уточнение и проявление видов и уровней страха. Эта методика используется в тех случаях, если дети еще недостаточно хорошо рисуют или вообще не любят рисовать (хотя данное задание все дошкольники соглашаются выполнять с удовольствием). Педагог изображает на листе бумаги два домика: красный и черный. Затем предлагает детям заселить в эти дома «жителей»страхи из списка (взрослый проговаривает эти страхи по очереди). Список состоит из 29 страхов, описанных А. И. Захаровым.

Необходимо проводить беседу, не торопясь и содержательно, называя страхи и ожидая ответа «нет» или «да», «не боюсь» или «боюсь». Дублировать вопрос о том, чего боятся или не боятся дети, надлежит только время от времени. Таким образом, можно избежать наведения страха, его непроизвольное внушение. Педагог, который задает вопросы, должен сидеть рядом, а не напротив ребенка, помнить о том, что его нужно время от времени хвалить и подбадривать за то, что он говорит правду. Лучше всего перечислять страхи по памяти, лишь иногда заглядывать в список, а не зачитывать его по записи.

В результате исследования было выявлено, что для группы детей 4–5 лет характерны такие страхи как : страх одиночества, страх снов, страх смерти родителей или своей смерти, страх темноты, страх огня и пожара, страх перед животными и страх войны. Для детей старшей и подготовительной групп характерно выражены следующие категории страха : страх перед неожиданными звуками, боязнь уколов, боязнь врачей и боли, страх пожара, страх перед папой и мамой, страх перед нападением, страх умереть и потерять своих родителей, а также страх наказания.

Для выявления детских страхов с родителями воспитанников была проведена индивидуальная беседа. Далее родителям было предложено осуществить дома вместе с детьми серию рисунков на тему страхов. Использовался рисуночный тест «Мои страхи» А. И. Захарова [1]. Далее детям предлагалось принести рисунки на занятия для дальнейшей работы с ними. Такого рода деятельность выполнялась два раза в неделю и затрагивала одну или две темы.

Рисование страхов ребенком не ведет за собой их усиления, а наоборот, ослабляет напряжение от тревожного предвкушения его реакции. В рисунках страх уже по большей части реализован как нечто уже фактически происшедшее, случившееся на самом деле; остается меньше неопределенного, неясного, недосказанного. Все это в совокупности освобождает от аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка.

Первоначально осуществлялась индивидуальная беседа, целью которой являлось понять, боится ли ребенок сказочных персонажей, нападения (бандитов, одиночества, наказания, темноты; боится ли он заболеть, смерти родителей, умереть сам, высоты, стихии, глубины, огня, воды, животных, транспорта, крови, врачей. Составив в полной мере весь список страхов каждого воспитанника, можно было начать коррекционную работу по изгнанию страхов из внутреннего мира дошкольника.

Многие специалисты, работающие с детскими страхами, и родители, столкнувшиеся с данной проблемой, знают, что кукла является очень ценным помощником в борьбе со страхами. Страх, как правило, ощущение неосознанное. Чтобы с ним справиться, его необходимо «легализовать». Это может быть кукла, которую ребенок может сделать самостоятельно.

Для детей дошкольного возраста игра сама по себе является важнейшим мотивом деятельности, однако дети 7–9 лет могут заявить, что они «уже не маленькие». В этом случае нужно выдвинуть в качестве мотива нечто другое. Например, развитие артистических способностей. Можно представить эту игру как подготовку к поступлению в театральный кружок. Тем более что такие игры действительно разовьют у ребенка творческие способности.

Вербализация страхов порождает эмоциональное переключение, чувственный ответ, которые выступают в роли психологической защиты. Детям можно предложить методику «Сказка про страх», где они выдумывали и рассказывали разного рода истории, связанные с их страхами. А также им было предложено преобразить на новый лад сказку «Лиса и петух» и воспроизвести ее по ролям. В завершении работы дети начинают понимать, что персонажи из сказок — это фантазия и их возможно сделать такими, какими захочешь сам, то есть, смешными, добрыми и веселыми. Коррекционная работа выполняется не со страхом, а с причинами, его породившими.

В коррекционной программе, как в индивидуальной, так и в групповой работе, нами также использовались столы для песочного рисования. На этапе «проявления» пугающего образа можно использовать работы на световом столе с применением разнообразного материала: макарон, гречки, гороха, фасоли, чечевицы.

Публикации по теме:

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-педагогические технологии коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 13:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД