Папки-передвижки

АРТ-практика «Краски жизни» (из опыта работы)

Залина Кайтмазова
АРТ-практика «Краски жизни» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

АРТ-ПРАКТИК «КРАСКИ ЖИЗНИ»

Воспитатель по изодеятельности Кайтмазова З. А.

Я рада сегодня вас приветствовать на этом семинаре

«Арт – практик. Краски жизни» Я благодарна Вам за время, которое вы отвели для этого общения.

И мы с вами будем говорить в рамках презентации о арт терапии как способе гармонизации личности в целом и развитии креативности. Чем ценнаарт терапия? Где используется? И конечно не обойдется сегодня без практики и вам будет предложен мастер- класс «Путешествие к себе» с короткими, но очень полезными техниками, мотивационными играми.

Публикация «АРТ-практика „Краски жизни“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он – верблюд, потом лев и потом уже – ребенок.

Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает вчего то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития – ребенка.

Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется знать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину…

С вами буду работать я – КайтмазоваЗалинаАхсарбековна, профессиональный художник, психолог, арт терапевт.

Я много лет уже работаю с детьми, и около восьми лет практикую методы арт терапии как с детьми, так и со взрослыми на муниципальном и на республиканском.

В арт терапию я влюбилась уже до того, как решила получить второе образование педагога- психолога. И первым моим экспериментом был метод мандалотерапии – один из ведущих методов арт терапии.

Что же такое арт терапия? Буквально это переводится как «лечение искусством». Арт терапия - пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. А еще вернее – это забота о внутреннем мире человека с помощью искусства. Это здоровое мышление, здоровые результаты. Это новый способ мышления. Арт терапия – это такой себе своеобразный мостик из души в мозг.

Главная ценность арт терапии состоит в том, что она может уравновесить эмоциональное состояние человека с помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование.

Метод арт терапии мне очень близок, потому как творчество – это наша базовая детская потребность, которая проходит в последующем через всю нашу сознательную жизнь и ваши рисунки как ДНК хранят всю информацию из вашего подсознания.

Основная задача арт терапии – научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод – сублимация, т. е. перенос внутренних противоречий, конфликтов, напряжений в творчество.

Современная арт терапия способна выполнять сразу несколько функций:

-- самовыражение;

-- снятие напряжения;

-- повышение самооценки;

-- гармонизация внутреннего мира;

-- развитие личности;

-- нормализация отношений в социуме и в семье;

-- осознание психологических проблем

Этот метод помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, пережить их и изменить, и тем самым улучшить качество своей жизни. Другими словами в арт терапии можно легко обойти «цензуру» левого полушария мозга, которая контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность – на лист бумаги, в движении танца, в форму скульптуры и т. д., лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. И при этом не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых с любой возрастной группой.

Основные приемы арт терапии для взрослых:

Как уже упоминалось, главная «фишка» арт терапии – спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей и талантов. Именно в этом случае обратившийся за помощью не зацикливается на том, насколько профессионально он творит, и он способен отразить в своем образе свое истинное внутреннее «Я». Более того, скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психотерапевта. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

-- не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс вырисовывания стресса, страха или дискомфорта;

-- не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу;

-- понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать с разных ракурсов и в разном настроении;

-- терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Она лечит «по факту», и уже в процессе того, как вы творите.

Несколько советов относительно успешности изо терапии:

-- в состоянии агрессии, раздражительности, злости отдавайте предпочтение лепке – она лучше справляется с негативными эмоциями;

-- обеспечьте себе широкую цветовую палитру;

-- выбор инструмента творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, мелки, но предпочтительно краски. Работа с пластичной кистью дает много свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии;

-- оставьте стремление рисовать красиво и правильно – не использовать для этого линейки и циркули. Все должно рисоваться от руки.

-- в качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы, так и создавать свои индивидуальные.

Арт терапия – прекрасный способ решить свои проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению, повысить самооценку.

23 СОВЕТА АРТ-ТЕРАПЕВТА : ИСЦЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

1. Устал – рисуй цветы.

2. Злой — рисуй линии.

3. Болит – лепи.

4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами.

5. Грустно – рисуй радугу.

6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей.

7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку.

8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки.

9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами.

10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры.

11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты.

12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины.

13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги.

14. Надо что-то понять — нарисуй мандалы.

15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи.

16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет.

17. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна.

18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты.

19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях – сделай коллаж.

20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками.

21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги.

22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали.

23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

Задачи арт терапии:

-- диагностика: с помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы человека, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле;

-- коррекция: С помощью средств арт терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т. д.

-- развитие: одна из главных функций арт терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, их развитие.

-- удовлетворение эстетических потребностей: в ходе арт терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

-- психотерапия: и, конечно же, с помощью арт терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Арт терапия прекрасно работает со взрослыми. Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может потому, что нам, взрослым, не так легко отключить в себе контролера и надзирателя и безоценочно творить?

В каких случаях применяется арт терапия:

-- чтоб разрядиться после напряженного рабочего дня;

-- чтоб разрешить свои задачи, возникшие на работе;

-- для разрешения внутренних конфликтов – для снятия напряжения, блоков, стрессового состояния, тревожных переживаний, зажимов;

-- для релаксации, для улучшения настроения и прилива энергии.

-- раскрытие в себе творческого потенциала;

-- для беременных, закладываются творческие способности.

Направления и методы арт терапии:

-- изотерапия – рисование цветными карандашами, мелками, мелками, красками, цветным песком, пальчиками на зеркале, пластилинография;

-- песочная терапия – игра с песком –доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая волновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая собственную картину мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

И для взрослых, проигрывая волнующие ситуации в песке, есть возможность посмотреть на себя на расстоянии объективно

-- МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами. Ч то это такое? Это набор открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракция. Эти картинки не вызывают никакого сопротивления как у детей, так и у взрослых и мягко и бережно окунают в мир бессознательного и дают прекрасный исцеляющий эффект в короткие сроки. Это незаменимый инструмент для диагностики и терапии.

-- сказкотерапия – работа с помощью терапевтической метафоры. Изучая и проигрывая готовые сказки, меняя начало и окончание и написание своей сказки.

-- музыкатерапия – занятия с помощью прослушивания музыки, создание собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

-- цветотерапия – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

-- куклотерапия– подразумевает создание кукол из различных материалов и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов и т. д.

--тканиевая терапия – при помощи работы с тканями;

-- мандалотерапия – занятие с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или песке, создавать из разных материалов.

-- фототерапия –создание фотографий и дальнейшая терапевтическая работа с ними;

-- коллажирование – создание сюжетов из старых журналов, создание карт желаний и наполнение ресурсами;

-- терапия водой – вода – это первый и любимый всеми детьми объект для исследования, первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок. Вода дает для ребенка приятные ощущения, развивает различные рецепторы, представляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Этот самый приятный для детей способствует познавательному, речевому развитию, обогащению эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Каждое арт терапевтическое упражнение, мягко снимая блоки и зажимы, возвращает нас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

Мастер – класс

И хочу вам предложить познакомиться с песочной терапией. Песок успешно можно заменить манкой, так как это тоже сыпучий материал и текстура схожа с песком.

Песочная терапия уникальна и воздействуя на моторику рук мы избавляемся от напряжения и негатива через песок и манку. Это отличный способ активации полушарий и я предлагаю вам приятное путешествие к себе.

Вы начинаете просто перебирать манку, трогать, пересыпать руками и следить за ощущениями в теле – происходит полное расслабление и перезагрузка.

Манка набирается отдельно в каждую руку и «рисуются» одновременно круги…

Упражнение «Дерево, дверь, меч»

Предложить нарисовать первый откликнувшийся из символов «дерево», «дверь», «меч».

После задать вглубь себя вопросы:

Дерево:

-- какое это дерево? Еще какое?

-- оно какое? (молодое, сильное) еще какое?

-- а где оно растет? Что вокруг (пустыня, лес) как ему здесь?

-- что помогает этому дереву жить, расти?

-- в чем его сила? Когда ты смотришь на свое дерево, что в теле (тепло, легко, хорошо)

-- что чувствуешь, глядя на свое дерево?

-- хочется ли тебе что либо изменить сейчас в дереве? Если да, то дорисуй

-- что помогает этому дереву жить, в чем его сила?

Дверь:

-- расскажи про свою дверь, она какая? (открытая или закрытая)

-- а ты перед дверью или за дверью?

-- как тебе там, здесь?

-- что хочется сделать? (войти, рассматривать)

-- что сейчас ты делаешь?

-- что сейчас происходит?

-- что ты там видишь?

-- какой вид видишь?

-- что сейчас хочется сделать?

-- дверь заперта? А кто ее запер?

-- а где ключ?

-- пока ничего не видишь?

-- как тебе, когда входишь за дверь? (остановись, подыши)

-- а что за чувства сейчас у тебя?

-- чего ты ожидаешь сейчас для себя? (я для себя там хочу)

Меч:

-- что это за меч? (размер, кто сделал, возраст меча)

-- в чем его предназначение?

-- в чем его сила?

-- кто его хозяин?

-- как хозяин относится к этому мечу?

-- когда ты смотришь на этот меч, что ты чувствуешь? Что в теле? (приятно, нет)

-- в каких твоих ситуациях мог бы быть полезен твой меч?

«Работа с символами»

Дерево –«я хочу жить»

Дерево – задача - жить! Сомнения в том, что имеет право на жизнь.

Рисуя дерево, человек направляет себя в сторону жизни.

Если неожиданно вспомнилась какая то ситуация, надо с ней поработать.

Дверь – переход в другое Я

Принять решение и начать что то делать.

Принятие решения – куда? Откуда?

Меч – защита своего пространства

Меч – работа с границами. Задача меча – научиться отстаивать свои границы.

Потребность в защите, в своих границах.

Рисунок можно только перерисовать, трансформировать.

Если два символа – слушать отзвук в теле. Чем ярче отзвук, там и работаем, чем ниже, тем важнее.

Живот: центр хара, вторая чакра – центр жизни, ресурсы жизни (+) ,

Ярость(-)«Я хочу жить»

Грудь: любовь, радость живут в груди, гнев (нарушение границ, манипуляция, против боли (Анахата)

Здесь же страх (несоответствие оценки) обида

Горло - невысказанность

Техника «Я стихия»

Эта арт терапевтическая техника поворачивает наш мозг в сторону наших ресурсов, является инструментом для изменения сознания, отношения к своему физическому здоровью, следовательно улучшить качество своей жизни, ибо нет никакого смысла быть счастливым, если вы не здоровы.

Я предлагаю вам на листе бумаги нарисовать контур человека без одежды. Теперь, пожалуйста, вспомните все стихии и разные природные явления:

Ураган

Дождь

Землетрясение

Цунами

Наводнение

Солнечное затмение

Северное сияние

Жара

Снегопад

Ветер

Гроза

Град

Оползень

Ливень

Молния

Водопад

Засуха

Лавина

Роса

Радуга

Шторм

Восход солнца

Закат солнца

Суховей

Буря

Смерч

Снежная буря

Снежная крупа

Бриз

Туман

Звезды

Пожар

Засуха

Листопад

Облака

Представьте, что ваше тело либо стихия, либо природное явление. Сейчас, используя примитивные способы рисования, разместите в середине контуравашего тела как вам ощущается в какой части тела какие стихии. Сделайте, пожалуйста. Эту работу за короткое время. Сделайте это абсолютно на инстинктивном уровне, как идет. И помните – в арт терапии только одно правило – это никаких правил.

После того, как мы проделаем анализ техники, вы увидите невооруженным глазом, как очевидным становятся некоторые вещи.

Выпишите стихии, которые вы использовали в столбик, весь набор.

В арт терапии есть идея, что интуитивно всегда знаем причину своих болезней, потому что мы авторы этих болезней, т. к. никто другой, как не мы сами запаковывали в своем теле этот генетический код. Есть такая метафора, что как радиация проникает в хромосомы и клетки нашего тела, таким же точно образом наша неправильная мотивация, наши негативные эмоции кодируют в сторону болезни наши клетки и в этот момент там происходит сдвиг. Как в эксперименте с водой под воздействием положительных и отрицательных слов меняется текстура кристаллов. Приблизительно с нами происходит то же самое, т. к. мы на 80% состоим из воды.

Теперь, пожалуйста, напротив каждой стихии напишите, какая у нее главная потребность, например у росы какая потребность? Увлажнять землю, давать питание. У потопа, с другой стороны, дать влагу туда, где ее недостаточно, и это еще говорит о том, что где то ее скопилось очень много и это в одно мгновение излилось и с этим очень сложно справиться. Или радуга – очень интересное природное явление. Оно возникает после дождя. То есть сначала слезы, а потом проявилось сияние, то есть ты должен проделать какую то работу над собой, чтоб потом проявилось это сияние. Северное сияние – чтоб получить доступ к этому удивительному явлению, ты должен проявить невероятное усердие, чтоб вообще добраться туда.

Очень важно быть искренним сейчас, потому что то, что вы напишите напротив каждого явления, будут прямыми ответами на ваши вопросы.

Что делает ураган? Он буквально снимает все с лица земли, открывая место для чего то нового, или другой вариант – ураган уничтожает все, что было создано за долгие годы. Здесь все зависит от того, что вам откликается.

Что делает ветер? Он создает движение чтобы воздух мог циркулировать;

Здесь важно то, какой смысл вы туда закладываете. Только вы можете знать, что это означает. Это как молния, как инсайт. Молния – это разряд высокой мощности – да когда же ты это поймешь?

Или землетрясение – вы настолько неустойчивы или вокруг меня все неустойчиво.

Теперь комментарии, которые основываются на очень древних тибетских знаниях.

Их немного, но они дадут возможность подняться многим эмоциям внутри вас.

Потребности стихий, из которых состоит ваше тело, это ваши собственные потребности, потребности вашего тела.

В любом явлении есть как плюсовая сторона, так и минусовая. Например, в пожаре сгорает все ненужное, лишнее. Туман – это с одной стороны непонятность, с другой – загадочность. И когда мы знаем и «докармливаем» свои потребности, тогда мы категорию здоровья закрываем. Здесь происходит сдвиг в вашей мотивации, в вашем сознании и соответственно в вашем здоровье.

И когда мы берем ответственность за себя, за свою семью, за свой город, мы подключаемся к вай- фаю силы и мощи этих людей.

Обратите внимание на вашу левую часть вашего тела, на вашу левую руку. Считается, что левая сторона_ это женская сторона, правая сторона – мужская (фиксация шеи) Как вообще ощущает себя ваша рука? Есть идея, что эта часть нашего тела связана с нашим желанием давать знания другим людям. И если у вас есть потребность и вы по каким то соображением этого не делаете, то ваша рука вам об этом напомнит соответствующим самочувствием.

Наше лицо говорит о нашем желании не оставаться самой в страдании. Есть ситуации, где вы ничего не можете сделать и не надо считать себя жертвой и запускать у себя в голове программы, которые превращаются потом в болезни.

Грудная клетка говорит о нашем желании напитать здоровьем. Если у вас есть проблемы в области груди, обратите внимание чем вы питаете себя и других людей и в физическом плане, и в духовном, и в эмоциональном. Значит есть вещи, в которых что то не срабатывает. Обратите на это внимание.

Грудная клетка говорит о нашем желании напитать здоровьем. Если у вас есть проблемы в области груди, обратите внимание, чем вы питаете себя и других людей – это и в физическом плане, и в духовном и эмоциональном.

Значит есть вещи, в которых что то не срабатывает. Обратите на это внимание.

Следующий важный момент – это репродуктивные органы, органы женского и мужского здоровья. Здесь очень неожиданный поворот. Есть идея, что это связано с нашей мотивацией. Когда мы что то делаем, есть четыре неправильные ложные мотивации

- когда мы хотим популярности и быть звездой;

- я хочу чтоб меня похвалили, я делаю все для этого и мне важно, чтоб я выглядел отличником в глазах своих учителей, людей, сообщества.

- получение каких то материальных благ, т. е. я делаю что то, чтоб у меня была машина…просто иметь;

- мотивация приятно – неприятно. Я это делаю, потому что мне приятно это делать.

Но идея в том, что самые важные вещи не всегда приятно делать – не всегда приятно простить своих родителей, не всегда приятно сказать – у меня зависимость, я переедаю, я кричу. И это очень важный момент.

Наша кожа – очень много кожных заболеваний, образований. Есть идея, что это связано с нашим проигрыванием негативным эмоциям. Например, проехала машина и вас забрызгали грязью. С одной стороны у вас есть повод расстроиться, но с другой стороны если вы понимаете, что с нами всегда происходит лучшее, что могло произойти, иначе какой смысл жить?

В этот момент мы говорим – ок! И мы отказываемся раздражаться, не проклинаем водителя. Никогда негативная эмоция, которая гладь нашего сознания превращает в шторм, не дает увидеть нам простое решение, которое находится на дне.

Наши плечи – желание реализации нашего геройского потенциала. Если вы может, но не делаете – с плечами будут проблемы и причины могут быть разные.

Наши волосы ассоциируются со свободой от привязанностей. Если мы очень сильно привязываемся к нашему дому, к нашим материальным вещам, очень велика вероятность, что что то будет происходить.

Нам сложно быть счастливыми, потому что мы привыкли быть несчастными, когда мы позволяем огорчаться тому, что нам заварили кофе с сахаром, когда мы просили без сахара, это повод для обсуждения на полчаса.

И далее я хотела бы вас спросить, нравятся ли вам эти образы, эти стихии, которые вы нарисовали и хочется ли вам что то изменить? Посмотрите на образ своего тела, который перед вами. Наметьте, с какими потребностями вашего тела будете работать прежде всего. И помните – мы не можем ничего сделать за другого человека. Пока у вас не появится страстное желание что то изменить, ничего не произойдет.

И мне очень важно сегодня услышать от вас обратную связь – что в этом мастер – классе для вас было самым важным? Что включило, что откликнулось, что заставило вас задуматься о себе, о своих потребностях?

Я желаю всем нам быть здоровыми, потому что нет никакого смысла быть счастливым, если ты не здоров!

Метафорические ассоциативные карты

МАК карты - что это такое? Это картинки с разными сюжетами, которые вызывают те или иные ассоциации из нашего бессознательного.

Цель терапии с МАК картами – сделать человека более живым, улучшить качество своей жизни. МАК карты создают безопасную и комфортную обстановку. Обходя сознание, помогают убрать защитные барьеры, делают терапию короткой, интересной эффективной, помогают свободно раскрыться и найти ресурс, который поможет прийти к желаемому результату. МАК помогают безопасно исследовать содержание нашего внутреннего мира.

Сама методика проективная. Она достает наружу то, что есть внутри и с этим можно работать.

Техника «Детско – родительскиеотношения»

Просим родителя выбрать из карт Альтер-эго карту себя и ребенка и расположить как хотим на столе. Работа заключается в том, чтобы Родитель прочувствовал каждое место куда он кладет карту Ребенка. Идеальная позиция где Ребенок находится под Родителем. В этой позиции Энергия любви будет течь сверху вниз и Ребенок будет наполняться, а Родитель будет выполнять свою функциюв отдавании этой энергии.

При этом ориентируем Родителя на чувства, ощущения и мысли.

Задача: не решить проблему, а показать родителю эту проблему.

Так же можно МАК картами прорабатывать множество индивидуальных запросов как взрослым индивидуально, так и детям:

-- применение МАК в диагностике;

-- я, как профессионал;

-- упражнение на повышение уверенности, развитие креативности;

-- достижение целей;

-- детско- родительские отношения;

-- комфорт в семейных отношениях;

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
АРТ-практика «Краски жизни» (из опыта работы)
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 12:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «АРТ-практика «Краски жизни» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Залина Кайтмазова (УИ 1969017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД