Получи документы

Арт-сказки в работе логопеда

Канаева Галина Сергеевна
Арт-сказки в работе логопеда

Вместо предисловия

В процессе обследования детей, обратившихся к логопеду за помощью, почти всегда обнаруживаются какие–либо нарушения в строении и/или функционировании органов артикуляционного аппарата. В таких случаях логопед обязательно уделяет достаточное внимание подготовительному периоду, предшествующему постановке звуков. Во время этого периода параллельно с работой по развитию фонематического восприятия, плавного, длительного и сильного выдоха, с курсом расслабляющего либо тонизирующего массажа, в обязательном порядке проводятся предваряющие постановку звука артикуляционные упражнения.

Публикация «Арт-сказки в работе логопеда» размещена в разделах

Вырабатывая, развивая и совершенствуя посредством артикуляционной гимнастики точные, полноценные движений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков, логопед постепенно отрабатывает простые движений, а затем объединяет их в сложные — артикуляционные уклады нарушенных фонем.

И, без сомнения, каждый логопед уже на этапе обследования речи и определения «фронта работы» по исправлению звукопроизношения уже безошибочно может сказать, какие артикуляционные упражнения из тех, что есть в его арсенале, понадобятся для подготовки арт. аппарата к постановке каждого конкретного нарушенного звука; с каких следует начать, какие вводить в работу спустя некоторое время, а какими заканчивать подготовительный этап и использовать непосредственно в момент священнейшего логопедического таинства – появления звука.

Многолетняя логопедическая практика привела меня к пониманию необходимости поиска новых подходов к традиционным логопедическим инструментам. Если у ребенка с незначительным речевым дефектом (ФН, ФФН, дислалия) подготовительный этап занимает не так уж много времени, и интерес к артикуляционному упражнению может поддерживаться названием упражнения, предложением поиграть с язычком «в лошадки», демонстрацией картинки-символа или зарисовкой символа в тетрадь, то для поддержания интереса к артикуляционным упражнениям у ребенка с ТНР, дизартрией, с множественным полиморфным нарушением звукопроизносительной стороны речи на протяжении нескольких месяцев, понадобятся дополнительные стимулирующие средства.

ОДним из таких дополнительных средств для меня стала методическая разработка «Арт-сказки». Название пособия символично, и отсылает читателя к восприятию полисемантичности первой корневой основы в названии пособия - арт.

Во-первых, англоязычный корень «art» — «искусство» породил в обиходном словаре современного человека множество сложных лексем, так или иначе относящихся к искусству, например:

• Арт-банкинг — финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство.

• Арт-группа — объединение художников, совместно создающих свои произведения.

• Арт-деко — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

• Арт-Москва — ежегодная художественная ярмарка современного искусства, проводится в Москве с 1996 года.

• Арт-объект - объект искусства, вещь, которая представляет не только материальную, но и художественную ценность.

• Арт-рок — музыкальный жанр.

• Арт-терапия — вид психотерапии.

И д. р.

И я, как и большинство моих коллег, подход к моей работе, безусловно, осуществляю творческий, возведя и сами логопедические занятия, и подготовку к ним практически в искусство.

А во-вторых, как несложно заметить, а р т – первые 3 литеры слова артикуляция.

Для чего нужны «Арт-сказки»?

Цели применения данной разработки в практике учителя-логопеда перекликаются с общеизвестными целями проведения артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. То есть Арт-сказки служат нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а в более тяжелых случаях — уменьшению степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий, судорог и т. п.); увеличению объема и амплитуды движений губ, языка, сегментов мягкого неба, нижней челюсти; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших; стимуляции проприоцептивных ощущений; подготовке условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшению гиперсаливации; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга.

Как это устроено?

Структура пособия представляет собой набор из сюжетных картин, на основе которых разворачиваются действия, происходящие в сказках. Ненавязчиво, в виде игры в сюжет сказок как бы «вплетаются» названия артикуляционных упражнений. И логопед, ненадолго прервав интересное повествование, предлагает ребенку выполнить то или иное упражнение. Ребенок выполняет упражнения старательно и с удовольствием, т. к. наградой за усердие станет продолжение сказки, ведь каждому малышу не терпится узнать, что же будет дальше. Сюжеты составлены таким образом, чтобы каждая «арт-сказка» соответствовала какой-либо определенной группе звуков.

Арт-сказка Первая

«Домик в деревне»

Комплекс артикуляционной гимнастики при подготовке к постановке звуков

С, С', З, З' и заднеязычных звуков.

«Жил-был язычок. Однажды он поехал в гости в деревню к бабушке и дедушке. У бабушки с дедушкой был уютный домик, с квадратными окошками. Дом был обнесен крепким заборчиком.

1. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик-Окошечко» перед зеркалом 20 с.

В саду у дома росли плодовые деревья – яблони, груши и сливы. Вокруг деревьев тоже стоял крепкий заборчик.

2. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Крепкий заборчик» перед зеркалом 3 раза по 10 с.

А еще у дедушки с бабушкой жила шустрая кошка Мурка. Она ловила мышей, любила играть с разными круглыми предметами и чесать носик о нижние перекладины заборчика.

3. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Почешем нижние зубки» 1-3 раза перед зеркалом по 10 с.

Однажды бабушка шила новую рубашку внуку и не заметила, как одна катушка ниток упала со стола и укатилась под шкаф. Тем временем Мурка потихоньку вытащила катушку из-под шкафа, схватила ее зубами, и выпрыгнула с катушкой из окошка. На улице кошка стала играть с катушкой: катала её по тропинке, толкала лапками, прыгала на катушку, как на мышку.

4. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Катушка» перед зеркалом 3 раза по 5-10 с.

Мурка играла и не заметила, как проснулся дремавший на солнышке пес Шарик. Шарик заметил расшалившуюся кошку и зарычал на неё. Мурка в ответ выгнула спину колесом, прижала к голове ушки, задрала хвост и грозно зашипела.

5. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Кошка сердится» 3 раза перед зеркалом по 10 с.

Шарик залаял на Мурку: Гав! Гав! Гав!

Мурке стало страшно и она спряталась от Шарика за лежавший недалеко в кустах желоб от крыши.

6. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Желобок» 3 раза по 5-8 секунд перед зеркалом

Вдруг поднялся сильный ветер – приближалась гроза. Мурка убежала в дом, а Шарик спрятался в свою конуру. Стройная осинка, росшая за забором, зашелестела своими листочками на ветру: С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.

7. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Ветерок» или «Осинка» - свистит сквозь сомкнутые зубы на палец, находящийся в вертикальном положении перед передними зубами 3 раза по 5с.

Арт-сказка Вторая

«Путешествие язычка по заливу»

Комплекс артикуляционной гимнастики при подготовке к постановке звуков

Л, Ш, Ж, Р, Р'.

«Жил-был язычок. Стоял его дом на берегу красивого морского залива. Однажды утром язычок проснулся, потянулся и отправился в путешествие. Вышел язычок из дома и направился к лодочной станции (речному вокзалу). Там он сел на лодочку и поплыл.

1. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Парус» 1-й раз перед зеркалом – 10 с.

Приплыл язычок на первый остров. Побегал, погулял на нем, посмотрел, какие красивые цветы здесь растут и отправился дальше – снова сел в лодку, чтобы переплыть на ней ко второму острову.

2. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Парус» 2-й раз перед зеркалом – 10 с.

Приплыл язычок на второй остров. Побегал, погулял на нем, позагорал, отдохнул и отправился дальше – снова сел в лодку, чтобы переплыть залив на другой берег.

3. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Парус» 3-й раз перед зеркалом – 10 с.

Приплыл язычок на другой берег залива. А там уже ждала его лошадка. Вскочил язычок на лошадку и поскакал дальше.

4. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Лошадка» перед зеркалом – 20 с.

Прискакала лошадка в лес, но дальше не повезла язычка. Пошел язычок по лесу гулять пешком. Шел он, шел и увидел большой красивый гриб. Шляпка у гриба широкая, ножка высокая.

5. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Грибок» 1-й раз перед зеркалом – 10 с.

Полюбовался язычок грибом и дальше пошел по лесу. Шел он, шел и увидел еще один большой красивый гриб. Шляпка у второго гриба еще шире, а ножка еще выше.

6. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Грибок» 2-й раз перед зеркалом – 10 с.

Полюбовался язычок вторым грибом и дальше пошел по лесу. Шел он, шел и увидел третий большой красивый гриб. Шляпка у этого гриба еще шире, а ножка еще выше.

7. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Грибок» 3-й раз перед зеркалом – 10 с.

Наш язычок любовался грибом, но вдруг сверху над его головой раздался странный дробный звук. Посмотрел наш язычок вверх и увидел на стволе дерева большого дятла. Дятел стучал своим крепким сильным клювом по стволу вот так: Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д!

8. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Дятел» 3 раза перед зеркалом по 10-20 с.

Наступил вечер. Понял наш язычок, что скоро стемнеет, и пора возвращаться домой. Вышел язычок из леса к железнодорожной станции, сел на электричку и поехал домой. Электричка мчится по рельсам, колеса вагонов стучат: Д-д _ д-д _ д-д _ д-д _ д-д!

9. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Поезд» 3 раза перед зеркалом по 10-20 с.

Приехал язычок в город и побежал скорее домой. Подошел к своему дому и нажал на кнопку звонка. Звонок звенит мелодично, как колокольчик: Дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын!»

10. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Колокольчик» 1-й раз перед зеркалом 10 с.

А мама дома стирает. У неё очень громко шумит стиральная машина, не слышит она звонка и дверь язычку не открывает. Нажал язычок на кнопку звонка еще раз, только сильнее. Колокольчик звонка зазвенел громче: Дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын!»

11. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Колокольчик» 2-й раз перед зеркалом 15 с.

А мама дома пылесосит. Пылесос работает громко, не слышит мама звонка и дверь язычку не открывает. Нажал язычок на кнопку звонка третий раз, еще сильнее. Колокольчик звонка зазвенел еще громче и быстрее: Дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын-дын!»

12. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Колокольчик» 3-й раз перед зеркалом 20 с.

Наконец, мама услышала звонок и открыла дверь язычку!»

Способ выполнения артикуляционных упражнений комплекса:

Упражнение «Парус» (статическое).

Цель: растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Кончик языка поставить за верхние зубы на альвеолы (бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

Упражнение. «Лошадка» (динамическое).

Цель: упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Присасывать кончик и спинку языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Важно при этом стараться не двигать нижней челюстью. Упражнение выполнить 10—15 раз.

Упражнение «Грибок» (динамическое).

Цель: растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—б раз.

Упражнение «Дятел» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность кончика языка. Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами (альвеолы, ребенок при этом быстро, четко, ритмично произносит звук [д], подражая стуку клюва дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с., повторяется 3-4 раза.

Упражнение «Поезд» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность кончика языка. Упражнение аналогичное предыдущему. Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами, ребенок при этом произносит звук [д] в определенном ритме, подражая стуку колес: д-д ---д-д ---д-д ---д-д ---д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

Упражнение «Колокольчик» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.

Упражнение аналогичное предыдущему. Сделать глубокий вдох носом. Губы в напряженной улыбке, зубы обнажены и находятся на расстоянии 1 см друг от друга. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами (альвеолы); ребенок при этом произносит звуки [дын], подражая звону колокола: дын-дын-дын-дын-дын…

Арт-сказка Третья

«На птичьем дворе»

Комплекс массажа и пассивной артикуляционной гимнастики при подготовке к постановке звуков верхнего подъема.

«Жил-был язычок. Однажды приехал он погостить к бабушке в деревню, вышел во двор, дышит свежим воздухом, греется на солнышке.

1. Ребенок выполняет дыхательные упражнения короткий вдох носом, долгий выдох ртом – 10 с.

Вышла во двор утка. Лапками топала-топала, крыльями хлопала-хлопала.

2. Ребенок широко открывает рот. Язык свободно располагается в ротовой полости. Логопед пальцем или шпателем выполняет похлопывания по языку.

Зернышки клевала.

3. Ребенок широко открывает рот. Логопед захватывает рукой язык и выполняет пощипывания кончика и/ или спинки, и/или боковых краев языка.

Вдруг видит утка- язычок. И думает: «Это червячок! Сейчас я его проглочу!»

Схватила уточка клювом язычок и стала тянуть. Тянет-тянет, вытянуть не может. Вышла бабушка на крыльцо и кричит: «Что ты, утка! Не тяни! Отпусти! Это же не червячок. Это Машин (Димин, Петин, Сашин,.) язычок».

4. Логопед захватывает пальцами язык и выполняет легкие вытягивающие движения, направляя язык вверх или из стороны в сторону, растягивая и массируя подъязычную связку.

Отпустила уточка язычок и убежала.

5. Логопед отпускает язык. Ребенок закрывает рот, сглатывает слюну.

Аналогично повторить комплекс еще 4 раза, меняя при рассказывании персонажей сказки (утята, курочка, петушок, цыплята, гусь, индюк).

Арт-сказка Четвертая

«Как мы тащили репку»

Комплекс массажа и пассивной артикуляционной гимнастики при подготовке к постановке переднеязычных звуков верхнего подъема, растягивания подъязычной связки.

«Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

1. Ребенок широко открывает рот. Язык по просьбе логопеда максимально высовывает из ротовой полости Логопед (в перчатках или через стерильную салфетку) захватывает язык, разминает кончик, переднюю часть спинки, боковые края, чуть вытягивая язык вперед-вверх.

Позвал дед бабку.

2. Ребенок закрывает рот сглатывает слюну.

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

3. Ребенок широко открывает рот.

Логопед захватывает рукой язык и выполняет

пощипывания кончика и/ или спинки, и/или боковых

краев языка.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

4. Логопед (в перчатках или через стерильную салфетку) захватывает язык, и выполняет легкие вытягивающие язык движения вперед-вверх.

Позвала бабка внучку.

Аналогично комплекс из выше описанных 4 упражнений логопед повторяет еще 4 раза, перечисляя при рассказывании сказки следующих персонажей (внучка, Жучка, кошка, мышка). При этом выполнение разминающих движений каждый раз чуть увеличивается во времени, а выполнение вытягивающих движений к финалу сказки становится интенсивнее (на сколько позволяют возможности ребенка).

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут — и вытянули репку.

5. Логопед отпускает язык. Ребенок закрывает рот, сглатывает слюну.

Заключение. Работая с арт-сказками учителю-логопеду желательно разместить наглядность к сказке перед глазами ребенка. Наглядность может быть, как в виде распечатанного сюжетного рисунка на листе формата А3, так и в виде слайд-презентации – в этом случае ребенок следит глазами за действием на экране монитора, отвлекается от возможных неприятных ощущений, сопровождающих логопедический массаж, мотивирован на занятие с логопедом. Буду рада, если моим коллегам пригодится на практике идея АРТ-сказок. С уважением, учитель-логопед МДОУ Д/с №465 г. о. Самара Канаева Галина Сергеевна.

Библиография

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович; Худож. О. Р. Гофман. -СПб. : Детство-Пресс, 2004.-147 c.

2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М. Издательство: Просвещение, 2005.

3. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ж [Л, Р, Ц…и др. ] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника ООО «Издательство ГНОМ и Д» М. 2009

4. Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М. : ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.

5. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 год. - М. : Карапуз, 2006.

6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989г.

7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М. : Просвещение, 1989. — 239 с. : ил.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/art

9. http://logoportal.ru/logopedicheskiy-massazh/.html

10. Иллюстрации к русской народной сказке «Репка» художника Марины Федотовой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это.

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.

Арт-методы в работе психологаАрт-методы в работе психолога У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить,.

Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей. Цель: актуализировать знания педагогов об арт-терапии; познакомить педагогов.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Журавская Е. Г. (Консультация для педагогов) Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗИспользование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ В этом году, работая с детьми и подростками с ОВЗ, мною была составлена Дополнительная образовательная программа «Малахитовая шкатулка».

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Презентация «Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ» Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является сохранение здоровья ребёнка с ОВЗ, способного проявлять самостоятельность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-сказки в работе логопеда
Опубликовано: 11 января 2019 в 22:13
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД