Получи документы

Арт-терапевтические методики в работе с детьми

Наталья Комарова
Арт-терапевтические методики в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективность арт-терапевтических методик в работе с детьми.

Каждый день мы задумываемся над тем, какими навыками, знаниями

мы должны наделить детей, чтобы они смогли жить счастливо и полностью реализовать себя.

В данный момент наш мир очень быстро меняется, в связи с чем мы

должны бать более гибкими, оперативными, чтобы профессионально

Публикация «Арт-терапевтические методики в работе с детьми» размещена в разделах

адаптироваться к новой реальности. Сейчас появилось множество программ, обучающих платформ, для каждого ребенка доступны познавательные фильмы. То есть все, что ребенку необходимо знать об окружающем мире, научиться считать, писать и т. д., он может это получить с помощью цифровых технологий. Наша же задача, как педагога немного меняется, поворачивается другим ребром. Педагог должен выступать уже в роль наставника, который учит учиться, помогает определиться с выбором своей позиции в жизни. И конечно возникают различные вопросы, как научить ребенка пользоваться цифровыми ресурсами, чтобы они были полезными и безопасными. Сейчас эмоциональный контакт взрослого и ребенка как никогда актуален. Ведь через «цифру» мы не сможем научить правильно

эмоционально реагировать на то или иное событие, прощать, сопереживать, радоваться. В дошкольном возрасте особенно важно стараться участвовать во всех сферах деятельности детей. Если он смотрит познавательный фильм – посмотреть вместе с ним и после обсудить наиболее интересные моменты. Проходит обучающую игру – участвовать вместе с ним, чтобы потом правильно, мягко корректировать ошибки, которые допускались в ходе игры. Чаще отвлекать ребенка живыми играми, в том числе на свежем воздухе;

тематическими прогулками в лес и т. д.

Еще не мало важный момент в воспитании современного ребенка – не

пытаться создать догму «компьютер – это зло». Положительных результатов это не даст. Тем более не забывайте, что ребенок растет и подростковый возраст очень часто «хочет» все, что нельзя, что плохо. Безопасней будет показать ребенку, чем компьютер полезен, научить пользоваться полезными свойствами компьютера.

Задумываясь об эмоциональном воспитании ребенка, я прихожу к

мнению, что необходимо использовать эффективные технологии,

одновременно обеспечивающие познавательное развитие особых детей, коррекционное и диагностическое. Одной такой технологией, несущей коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.

В последнее время все больше в своей работе педагоги используют так называемую арт-терапию. Под этим словом понимают занятия с детьми, связанные с многообразным художественным творчеством.

В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий

потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания. Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

Методы арт-терапевтического подхода настолько универсальны, что

могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической адаптации, и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением психического и духовного здоровья.

Реализация этих задач становится возможным благодаря тому, что в

процессе применения арт-терапевтических техник, создаются крайне

благоприятные условия для творческой активности детей. Дошкольники выражают свои переживания, через игру, творчество, выразительные движения. Дети в условиях свободы выбора проявляют активность в разрешении жизненных ситуаций, моделируемых в игровом пространстве. Ребенок учится выражать свои эмоции, решать конфликтные ситуации, снимать свое напряжение. Ребенок превращается в творца, созидателя и

помогает им безопасно раскрыть свой внутренний мир. Ребенок получает возможность решать важные для него проблемы таким способам, какой он сам посчитает для себя наиболее приемлемыми. Все это, безусловно, способствует формированию активной позиции ребенка в своем жизненном пространстве, а, следовательно, и успешной социализации личности. Главной ценностью арт-терапии в условиях воспитательно-образовательного процесса, на мой взгляд, является то, что она имеет, так сказать, вторичную обратную связь.

С одной стороны, ребенок усваивает программный материал в

непосредственной образовательной деятельности на всех сенсорных уровнях, задействуя при этом все каналы восприятия (не только зрительный, двигательный, слуховой, но также и вкусовой, обонятельный, осязательный). Мыслительная активность детей сопровождается полной гаммой ощущений и чувств, зрительными образами. С другой стороны, пропуская информацию через себя, ребенок «отрабатывает» свое эмоциональное состояние, снимает напряжение или укрепляет веру в себя. То есть воспитательный процесс становится личностно значимым для ребенка. А как раз эмоциональное состояние зачастую «приклеивает» ребенка компьютеру.

В своей работе я использую такие формы и техники арт-терапии, как

сказкотерапия, игровая терапия, изотерапия, танцевальная, ассоциативный ряд фотографий. Я наблюдаю, что этот подход не только оптимизирует психофизическую нагрузку, укрепляя здоровье детей, но и позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи, способен сделать жизнь детей, педагогов и родителей веселой и радостной. Сказка оживает, становится возможным любое волшебство. И дети, и взрослые не только

проявляют себя, но и верят в себя, в свою неповторимость, уникальность, способности!

Специфика данного похода такова, что в процессе образовательной

деятельности детей воспитатель не задает установок, лишь создает почву, и дети сами почувствуют музыку, образ, сами начнут мечтать и

преобразовывать свое пространство. В процессе танцевальной терапии каждый может быть в роли ведущего и ведомого, снимаются запреты, в результате чего дети могут двигаться, чувствовать, преобразовывать, из старого создавать новое и необычное.

Я убеждена, что активную позицию ребенка, его индивидуальное

творчество может сформировать только тот взрослый, который сам умеет пользоваться свободой выбора, который сам развивает свой творческий потенциал. Поэтому, необходимо отметить важность «тройственного союза» в системе ребенок-педагог-родители.

В этой связи хочу отметить, что использование арт-терапевтических

технологий с успехом находят применение и в работе с родителями. Данные технологии помогают сплотить коллектив, настроить на благоприятный лад общения. Взрослые раскрепощаются, чувствуют себя непринужденно, проявляют активность в решении как текущих вопросов, так и творческих задач. Вследствие чего они приобретают уверенность в себе, умение оценить свои недостатки, уберечься от личных стрессов, а также для определения перспектив своего развития. Поэтому родительские собрания я предпочитаю проводить в нетрадиционной форме с использованием арт-терапевтических

техник.

Новизна используемых мною арт-терапевтических форм работы с

детьми состоит в том, что они помогают внутренне выразить отношение к деятельности, лучше усваивается программный материал, на всех сенсорных уровнях. Происходит познание через выражение внутреннего Я. Ребенок проживает ситуацию через чувства, образы, движения, в следствие чего происходит снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация представлений, самосознания. Ребенок действует в условиях свободы выбора,

формируя тем самым свою активную позицию. Таким образом, можно сказать, что арт-терапевтический подход является важнейшей составляющей личностно-ориентированной педагогики. И только при систематической работе в данном направлении, объединении

усилий педагогов и родителей воспитанников в дошкольном учреждении можно создать условия свободы выбора детей, формировании активной позиции детей, удовлетворение потребности в признании и самовыражении.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Фотоотчет о проделанной работе по использовании методики Су-джокФотоотчет о проделанной работе по использовании методики Су-джок «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группыКонспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группы Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Речевое развитие ребенка с помощью методики ШичидаРечевое развитие ребенка с помощью методики Шичида Методика Шичида – это комплекс упражнений, направленных на всестороннее развитие ребёнка с первых дней его жизни. Малыш знакомится со свойствами.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1 Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапевтические методики в работе с детьми
Опубликовано: 25 марта 2024 в 16:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапевтические методики в работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Комарова (УИ 2736386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД