Лучший педагог года

Арт-терапевтический процесс

Оксана Махота
Арт-терапевтический процесс

При всем многообразии направлений, форм и технологий арт-терапевтической работы необходимыми компонентами арт-терапевтического процесса являются три фактора: художественной экспрессии, психотерапевтических отношений и вербальной обратной связи. Вышеуказанные факторы воздействуют комплексно, но ключевым и специфическим является первый, опосредующий воздействие остальных.

Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными формами и материалами. Художественная экспрессия развернута во времени и включает несколько этапов:

Публикация «Арт-терапевтический процесс» размещена в разделах

1) настройки на изобразительную деятельность;

2) непосредственного отреагирования, «выплескивания» чувств с минимальным осознанием психологического содержания изобразительной продукции;

3) трансформации хаотичной художественной экспрессии в более оформленную изобразительную продукцию с постепенным осознаванием ее психологического содержания.

Скорость прохождения разных этапов варьирует в зависимости от особенностей нервной системы и прошлого опыта участников. Достаточно ярко процесс художественной экспрессии представлен в модели А. Эренцвейга, характеризующей не только последовательность, но и психологическое содержание этапов:

1-я стадия – «шизоидная» – представляет собой проекцию фрагментарных частей Я художника на материал изображения. В это время некоторые участники настолько погружены в процесс творчества, что перестают слышать окружающую действительность, погружаясь в материал, иначе воспринимают время и пространство.

2-я стадия – «маниакальная» – предполагает активизацию процесса «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изображения, который существует в бессознательном художника, происходит взаимопроникновение художественного образа и личности творца. На данной стадии участники максимально активны, многие проживают творческий экстаз.

3-я стадия – «депрессивная» – вторичный пересмотр и оценка созданного произведения, который сопровождается переживанием легкой грусти от завершения процесса.

В целом процесс художественной экспрессии является совокупностью переходов от состояния «океанической недифференцированности» и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющему сформировать эстетический гештальт.

Художественная экспрессия представляет собой сложный динамический процесс, в результате которого появляется образ-символ как продукт внутрипсихической работы. Терапевтическим эффектом обладает как процесс, так и результат творчества клиента, что обусловлено включением механизмов самогармонизации.

Символообразование как соотнесение внешних объектов со своими переживаниями и фантазиями позволяет человеку с детства осваивать материальный мир, а впоследствии – творить. С одной стороны, создание визуальных образов сопряжено с регрессом и возвратом в детские состояния, с другой – с довольно зрелым психологическим механизмом сублимации. Согласно классическому психоанализу, если созданный символ включается в первичные психические процессы, его содержание отрывается от свойств внешних объектов, что способствует кратковременному снижению психической напряженности. Если же символ становится частью вторичных психических процессов, то его содержание начинает соотноситься с системой внешних объектов, что ведет к осознанию человеком своих потребностей и повышению его адаптивности.

Весьма значительным в плане понимания арт-терапевтических эффектов является влияние идей К. Г. Юнга на практику специалистов данной сферы. Изобразительное творчество виделось Юнгу в качестве внутренней потребности, особого рода инстинкта, превращающего человека в инструмент выражения опыта коллективного бессознательного. Обладая емким содержанием, символы не могут быть истолкованы однозначно. Более приемлемой формой работы с ними является взаимодействие клиента с заложенными в них энергиями путем ее выражения в образах, а также такое обсуждение образов, которое предполагает исследование множества скрытых в них значений.

Юнгианский аналитик, И. Чампернон, подчеркивает: «Более 25 лет назад я пришла к убеждению в том, что слова, в частности прозаическая речь, являются слишком сложным способом для передачи наших наиболее глубоких переживаний. Для меня стало очевидным, что визуальные, звуковые и пластические образы – это наиболее подходящий способ для передачи тех чувств и представлений, которые вряд ли можно выразить каким-либо иным способом».

Д. Винникотт рассматривает различные формы символического мышления как основу для формирования культурного опыта, а также предпосылку для становления настоящего Я как условия здоровой психической конституции. Умение вести интересную, насыщенную творческую жизнь – это признак действительно здоровой личности.

Проведенные в недавнее время нейропсихологические исследования позволяют по-новому взглянуть на терапевтическую и регулятивную функции символической экспрессии. Так, графическая деятельность характеризуется активацией максимального числа клеток коры больших полушарий головного мозга, что позволяет запускать «механизм создания новой мысли», а именно интерференцию знаковых систем правого и левого полушарий, характерную для творческого процесса. Творческий импульс в виде неосознаваемых зрительных образов задается именно правым полушарием, а последующее переосмысление связано с межполушарным взаимодействием и включением всех уровней языка левого полушария.

Явное преобладание левополушарных форм познавательной активности в традиционном обучении приводит к подавлению функций правого полушария и, как следствие, к снижению творческого потенциала личности, эмоциональной вялости, отсутствию непосредственного интереса, нравственной незрелости. При поражении правого полушария наблюдается нарушение восприятия пространства и времени, неспособность выделить главное в воспринимаемых объектах, расставить приоритеты, искажение образа Я. С нейропсихологической точки зрения становится очевидным, почему люди во многих случаях могут получать доступ к информации через визуальные образы. Любая мыслительная деятельность, протекающая как на сознательном, так и на бессознательном уровне, осуществляется как в понятийной, так и в наглядно-символической форме, т. е. внедрение арт-технологий, в частности в практику образования, позволяет сделать его объемным и действительно развивающим.

В качестве специфики психотерапевтических отношений в арт-терапии можно выделить их опосредованность продукцией визуальной экспрессии. Контакт через творческие произведения является максимально глубоким и экологичным, поскольку осуществляется на уровне и сознания, и бессознательного клиента и терапевта. Художественные образы «удерживают» связанные с отношениями чувства, делая их доступными для осознания. Важно принимать во внимание, что в любом арт-продукте будет отражаться проекция психотерапевтического контакта, в том числе различные виды переноса.

При описании механизма возникновения контрпереноса в арт-терапевтической литературе используется понятие проективной идентификации, которое описывает чувства арт-терапевта по отношению к содержанию переживаний клиента.

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи связан, в первую очередь, с существующей потребностью клиента-художника в зрителе и ценителе. Цель обратной связи в арт-процессе – помощь автору в осознании содержания своего внутреннего мира и его связи со внешним миром через созданный образ. Вербальная обратная связь – это «интервенции, направленные на смыслообразование», позволяющие переводить информацию с эмоционального на когнитивный уровень, что помогает переходу от непосредственного отреагирования своих чувств и потребностей в поведении к более сложным формам деятельности, связанным с художественным творчеством.

Вербальная обратная связь дается, как правило, в виде открытых вопросов со стороны арт-терапевта или других участников группы в случае групповой арт-терапии, а также непосредственного обмена личным опытом проживания различных смыслов произведения. Рекомендуется воздерживаться от явных интерпретаций, поскольку они блокируют активность клиента в осознании содержания своего внутреннего опыта. Кроме того, в любой интерпретации присутствует доля проекции специалиста, в связи с чем существует опасность навязывания собственного видения ситуации.

Особую ценность представляют собой обратные связи участников арт-терапевтической группы друг другу. Творческие, личностно окрашенные обратные связи позволяют по-новому увидеть известные вещи и создать интересные метафоры, помогающие увидеть ситуацию многоаспектно. Различные взгляды на один и тот же образ расширяют возможности понимания и позволяют увидеть то, что ранее не замечалось или упускалось из вида. Клиент получает уникальный опыт самоисследования через проекции участников.

«Очень важно показать клиенту, что с образами можно взаимодействовать иначе, чем просто пытаться объяснить их скрытое содержание. Важно показать, что на образы можно реагировать творчески, используя их в качестве исходного материала и стимула для создания новых образов, позволяя им раскрывать свою созидательную энергию, то есть фактически “интерпретируя” символическую творческую экспрессию посредством творческой же экспрессии".

Вербальная обратная связь в стиле свободных ассоциаций, по К. Г. Юнгу, представляет собой творческий акт и является важной частью арт-терапии. Специалисту важно не приписывать образам клиента конкретных значений: «Отказ от поспешного нахождения психологической нагрузки образов может выступать методом, помогающим раскрывать множество более глубоких, скрытых в них смыслов и активизировать их исцеляющие энергии».

Вербальная обратная связь может включать в себя следующие источники получения информации, которые могут быть очень полезны клиенту:

1. Телесные ощущения. Рассматривание изобразительной продукции и прослушивание сопровождающего ее текста может вызвать целый спектр телесных реакций: изменение дыхания и сердцебиения, боль (часто головная, спазм, чувство легкости, «утраты тела» и др. Диагностирование данных симптомов расширяет возможности интерпретации и самостоятельного поиска клиентом решения интересующих его вопросов. Например, в обратной связи по поводу одной из работ ряд участников группы сообщили, что ощущают напряжение в голове, похожее на «кипение и взрыв мозга». Автор мгновенно отреагировала, сказав, что теперь ясно видит причину мучавших ее на тот момент головных болей (чрезмерное зацикливание на ситуации, изображенной в ее картине, после чего симптомы прекратились и не возобновлялись.

2. Эмоции, которые возникают при знакомстве с арт-продукцией, позволяют проникать в ее смыслы, изначально скрытые от автора. Данный вид обратной связи традиционно является максимально трудным, поскольку предполагает довольно высокий уровень эмоционального интеллекта участников группы. Часто за эмоции принимается эстетическая оценка произведения (нравится или не нравится, которая, напротив, затрудняет понимание психологического содержания образов.

Так, в обратной связи к пейзажу, который презентовался автором довольно бодро, одна из участниц отметила, что в ней возникла какая-то необъяснимая сильная грусть. После небольшой паузы автор сообщила группе, что она вспомнила о годовщине смерти ее отца, о которой она обычно забывала, но при этом, как правило, заболевала, была в подавленном настроении, никого не хотела видеть. Накануне вечером у нее начались насморк и боль в горле, и она даже думала не ходить на занятие. С помощью группы клиентке удалось снова прожить боль утраты; через несколько дней она сообщила, что симптомы простуды прошли в этот же день без каких-либо медикаментов.

3. Ассоциации – наиболее понятный и привлекательный способ обратной связи в арт-терапии. В качестве ассоциаций участники рассказывают притчи, читают поэтические тексты или просто играют в игру «на что это похоже?», что превращает обратную связь в творческую многоплановую коммуникацию. Часть ассоциаций просто вызывают живой интерес и любопытство, но более ценными являются те, которые находят эмоциональный отклик у автора и способствуют возникновению инсайтов.

В качестве примера можно привести ассоциации нескольких человек по поводу абстрактного рисунка одной из участниц арт-терапевтической группы, которые увидели в ее картине образ эмбриона. Автор с удивлением отметила, что рождение ребенка – ее давняя мечта, а через некоторое время после тренинга сообщила о наступлении долгожданной беременности.

Несмотря на спонтанность арт-терапевтического процесса, он нуждается в четкой регламентации во времени и пространстве, что обеспечивает безопасность участников и достижение ими максимальных эффектов. Особенно важно соблюдать последовательность в достижении задач каждого этапа:

1. Подготовительный этап включает в себя первую встречу, сбор первичных данных и определение цели и задач арт-терапии.

Специалист должен разъяснить содержание, особенности и правила арт- терапевтической работы участникам, ознакомить их с «техникой безопасности», а также подчеркнуть приоритетность спонтанной экспрессии по отношению к технической стороне работы.

Возможно заключение психотерапевтического контракта, который регламентирует основные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, взаимные обязательства сторон и вероятные дополнительные условия.

2. Основной этап занимает большую часть времени и дифференцируется на два подэтапа:

а) формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности.

На данном этапе устанавливаются экологичные психотерапевтические отношения за счет, в первую очередь, возникновения эмоционального резонанса между клиентом и арт-терапевтом. Происходит расширение спектра форм взаимодействия между участниками арт-процесса, а также способов спонтанного самовыражения.

К возможным проблемам на данном этапе можно отнести: сопротивление изобразительной деятельности («я не умею рисовать», высокую тревогу, а также яркое непосредственное отреагирование негативных чувств, которое выражается в действиях деструктивного характера. Для преодоления трудностей арт-терапевту необходимо поддерживать атмосферу терпимости, структурировать поведение и изобразительную деятельность клиентов, фасилитировать их эмоциональную экспрессию посредством «присоединения».

Данный этап для арт-терапевта выполняет скорее диагностическую функцию. Выявляются и фиксируются индивидуальные особенности клиентов, выдвигаются и проверяются гипотезы о причинах и механизмах имеющихся у них трудностей, что обязательно должно быть учтено при планировании содержания последующих занятий;

б) укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность клиента.

На данном, кульминационном, этапе работы происходит создание основных арт-продуктов и осознание их психологического содержания. В качестве иллюстрации рассмотрим арт-метод, представленный М. Бетенски в рамках феноменологического подхода. Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.

Важно понимать, что продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой, и участники арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт. Необходимо, чтобы участник абсолютно точно вербально описал структуру своей художественной работы и связал ее с внутренним опытом. Ценным является ведение дневниковых записей и выполнение домашних заданий. Важно, чтобы клиент самостоятельно нашел ответ на вопрос: «Что это означает в моей жизни и каковы мои дальнейшие действия?»

Часто клиенты арт-терапии молча уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, демонстрируя сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, видение нового аспекта проблем и иногда их решение. Так осуществляется «феноменологическое интуитивное познание» : визуальное представление; дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения. Возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции.

Темы и содержание арт-занятий составляются на основании существующих клиентских запросов арт-терапевтом с учетом знания особенностей воздействия той или иной техники на сознательные и бессознательные процессы. На начальном этапе арт-терапии рекомендовано использовать разнообразный методический материал, накопленный в практике специалистов и отраженный в соответствующей литературе.

3. Завершающий этап (терминация) является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые приводят к достижению необходимых результатов. Это этап подведения итогов и разработки программы действий. Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.

Знание основных закономерностей психотерапевтического воздействия в арт-терапии, а также правил организации арт-работы позволяет специалисту грамотно составлять краткосрочные и долгосрочные программы арт-терапии, а также использовать арт-технологии в качестве дополнительных элементов других интерактивных программ.

Публикации по теме:

«Кораблик» из деревянных пробок для творческих игр с водой — терапевтический эффект, своими руками«Кораблик» из деревянных пробок для творческих игр с водой — терапевтический эффект, своими руками Изготовление данной игрушки предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Назначение: игры с водой. Игра с водой – это.

«Подарочки для мальчиков!» Процесс изготовления и вручения подарков«Подарочки для мальчиков!» Процесс изготовления и вручения подарков Каждый мальчик может стать солдатом, По небу лететь, по морю плыть, Охранять границу с автоматом, Чтоб свою отчизну защитить. (Андрей.

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Стенгазета «Юные звёздочки ГТО». Поэтапный процесс изготовленияСтенгазета «Юные звёздочки ГТО». Поэтапный процесс изготовления Зимой по стране пронеслась череда спортивных мероприятий по сдаче нормативов ГТО. Начиная с 2019 года Всероссийский физкультурно-спортивный.

Увлекательный процесс — раскрашивание пластилиномУвлекательный процесс — раскрашивание пластилином Пластилин является очень полезным материалом для детского творчества. Раскрашивание пластилином – замечательный вид творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапевтический процесс
Опубликовано: 12 марта 2022 в 21:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД