Папки-передвижки

Арт-терапия для детей с РАС

Светлана Скворцова
Арт-терапия для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких детей. На данный момент недостаточно осознаны проблемы воспитания детей - аутистов, причины возникновения данного заболевания, недостаточно количество методик коррекционного воздействия, особенно направленного на развитие коммуникативной сферы.  

Публикация «Арт-терапия для детей с РАС» размещена в разделах

Я считаю, что арт-терапия - один из наиболее эффективных методов терапии аутичных детей. Она позволяет проникнуть во внутренний мир такого ребенка. Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование, лепка, музыка, разыгрывание сказок и т. д.  Арт-терапия включает такие направления: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, музыко-терапия, танцевально-двигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т. д. мы же в своей работе используем такие методы как рисование красками, как акварельными так и гуашивыми, аппликация, тестопластика, лепка из пластилина и разыгрывание сюжетов сказок из готовых подделок. Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, неспособны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками, а я ставлю перед собой задачу научить этому детей.

Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений. Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта. Данный подход позволяет снижать тревожность и делает ребенка более открытым для контакта как со специалистом так и с детьми. Арт-терапия оказывает помощь на фундаментальном уровне, развивая как коммуникацию, так и воображение. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме.

Арт-терапия один из наиболее  эффективных методов терапии аутичных детей. С помощью многих изобразительных методов  детям дается  социально  приемлемый  выход агрессивности и других негативных чувств.    Работа   над   рисунками,  картинами, скульптурами является безопасным способом  выпустить "пар" и разрядить напряжение. Она развивает чувство внутреннего  контроля,  работа детей  над  рисунками, картинами или лепкой предусматривает изучение и закрепление цвета и форм. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей, а так же общения ребенка с РАС с окружающим миром. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

В случае индивидуального подхода применяются авторские методики, которые, как правило, для детей разрабатывают индивидуально для каждого конкретного ребенка, в соответствии с его личными особенностями.

Любое занятие изобразительной деятельностью протекает в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п., поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки, аппликации.

К примеру, Денис не говорит и не пытается быть понятым. В контакт со сверстниками не вступает, созерцая со стороны. При попытке увлечь каким — нибудь занятием, у ребенка возникает тревога и напряжение.

Для него была составлена программа индивидуального обучения. За время обучения у мальчика не наблюдается никаких положительных сдвигов в учебной деятельности. Он не умеет обводить и раскрашивать. Приходится в буквальном смысле "работать " его руками, рисовать вместе с ним, держа" рука в руке". Положительная динамика наблюдается только в социальной адаптации в коллективе: ребенок перестал бояться находиться в обществе детей и взрослых, овладел навыками самообслуживания. Хотя, непосредственно в игровой деятельности Денис участия не принимает.

Алиса очень любит рисовать, лепить из пластилина. Заниматься этим может очень много временами не замечая ничего вокруг, в конце занятия проводится игра-драмматизация из изготовленных ею изделий.

При работе с ней нужно проявлять гибкость, не надо заставлять делать ее запланированное, лучше следовать ее интересам и стремлениям, не форсировать события, быть последовательной.

При поступлении с Максимом наладить контакт просто не представлялось возможным. Ребенок избегал любой попытки взаимодействия, проявляя негативное поведение. Постоянно кричал, плакал, проявлял беспокойство. Навыки самообслуживания не сформированы. Требовалось помощь при одевании.

За время реабилитации Максим постепенно, начал контактировать с педагогом, хотя контакт носит пока еще формальный характер. Постепенно начинает вовлекаться в учебную деятельность. К заданиям относится избирательно, выполняя только то, что ему хочется. За время реабилитации стал более усидчив, с желанием идет на занятия и выполняет посильные для него задания, полюбил рисовать красками.

Только после привыкания ребенка с РАС к общению с педагогом я создаю небольшие группы и подгруппы для совместной арт-терапии.

Групповые формы обучения (при условии, что степень аутистического расстройства позволяет ребенку в них участвовать, особенно ценны коммуникативными, вербальными и социальными контактами, в непринужденной атмосфере творчества и художественного самовыражения.

Групповая арт-терапия в первую очередь, направлена на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, позволяет видеть и прислушиваться ребенку к другим детям и взаимодействовать с ними.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: вначале дети работают рядом не замечая друг друга, постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом.

Как показала практика легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, аппликации, сложнее в рисовании.

Так как в ходе коллективных занятий детям с РАС приходится общаться как со взрослыми так и сверстниками, а после занятия они играют с собственными изделиями, именно это помогает развивать коммуникативные навыки. При этом такое общение происходит в свободной, ненавязчивой, интересной детям обстановке.

В заключении хочу сказать, что именно арт-терапия позволяет лучше понять ребенка и его внутренний мир.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

Арт-терапия в работе с дошкольниками Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного.

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия — лечение искусством «Истоки высших человеческих эмоций Лежат в переживаниях раннего детства» А. В. Запорожец Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе.

Арт-терапия в работе с дошкольниками Арт — терапия в работе с дошкольниками» Тренинг для педагогов Тема: Арт – терапия в работе с дошкольниками» Целевая группа: воспитатели.

Фотоотчет. Арт-терапияФотоотчет. Арт-терапия Фотоотчет. Воспитатель Поплевина Лариса. г. Улан-Удэ. МДОУ № 87 "Улыбка". С чего все началось. В группе появился чемоданчик. Его принесла.

Фотоотчёт о выступление на педсовете «Арт-терапия»Фотоотчёт о выступление на педсовете «Арт-терапия» Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение). Основная цель арт -терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через.

Консультация «Арт-терапия методом Мандала».Консультация «Арт-терапия методом Мандала». Арт-терапия - это лечение цветом. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять.

Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия для детей с РАС
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 10:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия для детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Скворцова (УИ 545376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД