МААМ-картинки

Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксана Расторгуева
Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Для эффективного проведения реабилитационных мероприятий в Центре функционируют пять отделений: отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделение социальной помощи, отделение психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение.

Специалисты отделения психолого-педагогической помощи используют инновационные технологии в реабилитации детей-инвалидов. Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике нашего Центра, считается арт-терапия.

Публикация «Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Арттерапия – это «гибкий» метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию.

В настоящее время арттерапию все чаще рассматривают как инструмент эффективной психологической помощи, способствующей формированию творческой личности. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Именно поэтому каждый педагог нашего Центра в своей работе применяет сразу несколько арттерапевтических методик позволяющих сделать занятие насыщенным и интересным. Вот некоторые из них.

Изотерапия – распространенное направление арттерапевтической работы в Центре, это терапия изобразительным творчеством.

Особенностью изотерапии в работе с детьми-инвалидами является то, что она используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные материалы для работы. Часто для детей-инвалидов изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Так как каждый ребенок-инвалид участвует в работе в силу своих физических и психологических возможностей. В изотерапии участвуют дети с нарушениями в речевом развитии, так как это средство невербального общения. Данная технология имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Во время занятий дети-инвалиды учатся общаться друг с другом, устанавливать дружеские отношения, изотерапия вызывает у детей чаще всего положительные эмоции, помогает преодолеть тревожность, снять эмоциональную напряженность. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает взрослому понять ребенка, вывести его на контакт. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детьми приводит к положительным результатам.

Изотерапия широко применяется в работе воспитателей, социальных педагогов, инструкторов по труду. В своей деятельности специалисты развивают творческие способностей детей средствами нетрадиционных техник изодеятельности. Формируют эстетическое отношение к окружающей действительности.

Следующим видом арттерапевтических методов, используемых специалистами Реабилитационного центра «Радуга» является Мульттерапия. Это мягкий и эффективный реабилитационный метод, при котором коррекция имеющихся нарушений функций организма ребенка происходит посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, о счастье, они учатся взаимодействовать друг с другом и с взрослыми. Мультипликация как вид детского современного искусства очень актуален. Так для детей – инвалидов, проходящих курс реабилитации в ГБУ «ПРЦ «Радуга» с 2010 года работает кружок «Детская мультстудия «РАДУГА» по созданию мультимедийных презентаций и анимационных короткометражных фильмов. Метод мульттерапии оказался успешным для самых разных категорий «особых» детей : от младшего школьного возраста до старшеклассников. Имеющиеся заболевания у детей-инвалидов снижают эмоциональный статус ребенка, обедняется опыт восприятия и общения, что в совокупности влияет не только на его интеллект, но и затрудняет процесс социализации.

Важной особенностью мультстудии является направленность в будущее – мультфильм не делается за одно занятие, они всегда требуют продолжения, поэтому у ребенка формируется ожидание будущего и радость от встречи с ним.

В создании мультипликационных проектов задействованы все виды искусств: рисование и шитьё, лепка и моделирование, фотография и анимация, музыка и литературный жанр. Представьте радость ребёнка, когда он увидит собственные творения после долгих дней, недель, а то и месяцев стараний ожившие на экране. Ребёнок себя сразу почувствует автором, чего-то важного, его самооценка значительно возрастет, он станет увереннее в себе и решительнее.

В 2010 году результатом общей работы студии стал первый мультфильм под названием «Радуга», сделанный в технике пластилиновой анимации. На сегодняшний день мультстудия «Радуга» выпустила 8 мультипликационных фильмов. Каждое произведение дети сами придумывали и воплощали в жизнь.

Специалисты Реабилитационного центра «Радуга» в своей работе широко используют музыкотерапию. Этот вид арт-терапии основан на процессе слушания музыки и музицирования. Музыкальные занятия в Центре являются составной частью реабилитационного процесса и решают образовательные, коррекционно – развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Музыка выполняет коррекционные функции: при вокальном исполнении развивается речь, возможна положительная динамика течения заболеваний дыхательной системы (астмы, логоневроза); развивается способность точнее координировать свои движения; тренируется память. Музыка помогает ребенку выразить свои чувства в рисунке, пластилиновой или бумажной скульптуре, снять напряжение. В нашем учреждении музыка сопровождает детей почти весь день : во время режимных моментов, во время музыкальных занятий, на праздниках и развлечениях.

Музыкальный руководитель совместно с логопедом проводится логоритмические занятия, имеющие своей целью преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Музыкально-ритмические упражнения развивают внимание, память, наблюдательность, координацию движения. Большое внимание нашими специалистами уделяется речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционные упражнения, игровой массаж и пальчиковая гимнастика.

Еще одной из нетрадиционных технологий арт-терапии является имаготерапия. Ее основой является театрализация. Занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, развитии произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка, поэтому с 2016 года в ГБУ «ПРЦ «Радуга» для детей с синдромом Дауна проводится курс «Театральная педагогика». Специально организованные уроки в театральной студии проводят специалисты нашего Драматического театра. Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и рисованием. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Подводя итог всего выше сказанного можно сказать, что комплексное использование артетрапевтических технологий специалистами Реабилитационного центра «Радуга» способствует успешной социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 13 июля 2020 в 12:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Расторгуева (УИ 2376382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД