Лучший педагог года

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием ИКТ

Алина Голубева
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием ИКТ

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием ИКТ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр-детский сад № 118»

Проведение артикуляционной гимнастики

с использованием ИКТ

подготовила: учитель-логопед

Голубева Алина Дмитриевна

г. Краснодар

2021

Публикация «Проведение артикуляционной гимнастики с использованием ИКТ» размещена в разделах

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста – это один из самых новых видов в совместной образовательной деятельности, используемых в современной дошкольной педагогике.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учебной деятельности, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач коррекционной работы и в целом оптимизирует работу учителя - логопеда.

Использование ИКТ в работе логопеда показало, что у детей эффективно развивается познавательная активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с воспитанниками с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.

В процессе логопедической работы с детьми использование ИКТ возможно в различных направлениях и видах коррекционно – развивающей и образовательной деятельности.

Представляю вашему вниманию проведение артикуляционной гимнастики с использованием мультимедийной презентации.

Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их нередко в состоянии заметить даже не специалисты. Следовательно, формирование правильного произношения – одна из важнейших целей коррекционной работы учителя-логопеда.

Система логопедической работы над правильным произношением включает в себя несколько этапов.

Задачей первого (подготовительного) этапа наряду с развитием слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия является устранение неточности развития речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Ее целесообразно проводить перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.

Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки, красочные слайды - иллюстрации и непосредственный показ упражнения логопедом.

Описание способа выполнения упражнений:

1 слайд – титульный

2 слайд – «Заборчик»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3 слайд - «Трубочка»

Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

4 слайд – «Заборчик – Трубочка»

Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание. Чередование движений губ (вытянуть вперед, растянуть в улыбку) под счет 1-2.

5 слайд - «Окошко»

Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

6 слайд - «Лопатка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

7 слайд – «Иголочка»

Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

8 слайд – «Часики»

Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

9 слайд - «Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

10 слайд - «Хомяк»

Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

Описание. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

11 слайд - «Чистим зубки»

Цель. Научиться удерживать кончик языка за зубами. Укреплять кончик, развивать подвижность языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние и верхние зубы с внутренней стороны.

12 слайд - «Горка»

Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

13 слайд - «Загони мяч в ворота»

Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу спокойно подуть по середине языка.

Усложнение. По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, вертушку, шарики.

14 слайд - «Вкусное варенье»

Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая) ния сверху вниз.

15 слайд - «Чашечка»

Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

16 слайд - «Индюшка - болтушка»

Цель. Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

17 слайд - «Пароход»

Цель. Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

18 слайд - «Маляр»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

19 слайд - «Барабанщик»

Цель. Отрабатывать подвижность языка. Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

20 слайд - «Лошадки»

Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

21 слайд - «Грибок»

Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

22 слайд - «Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

23 слайд – используемые источники

Список литературы:

1. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

2. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика - СПб. : ЛИТЕРА, 2005

4. https://nsportal.ru/smirnova-elena-borisovna"

5. https://www.logoped.ru/rubcof01.htm

6. https://1logoped7gruppa.ucoz.ru/index/artikuljacionnaja_gimnastika_v_stikhakh/0-41

В презентации использовались картинки из следующих источников:

• Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

• Детское лото в картинках. М., 2008 «Мозаика – Синтез» - лопатка

• З. Петрова. Обложка книги «Качели» - качели

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа» Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого.

Проведение гимнастики после дневного сна во второй группе раннего развитияПроведение гимнастики после дневного сна во второй группе раннего развития Проведение гимнастики после дневного сна. Вторая группа раннего развития. Детям дошкольного возраста дневной сон необходим, так как он играет.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием ИКТ
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 14:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД