Приложение МААМ

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков

Наталья Берестова
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Публикация «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» размещена в разделах

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение.

Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы. Вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений. Вначале взрослый рассказывает об упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение упражнения, потом ребенок его выполняет, а взрослый проверяет правильность выполнения. Упражнения должны быть целенаправленными : неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребенка отработать чистоту, четкость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переключение к другому движению и положению должно совершаться плавно и быстро. Таким образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движения в нужном темпе. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы, где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребенка. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребенка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряженность артикуляционных органов;

- подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков

Артикуляционные сказки (Т. В. Мецлер)

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу

прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик, вправо — так,

Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, —

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними

прокатись.

Очень любит Язычок

вкусное варенье,

Приготовил он друзьям

это угощенье.

Варенье приятное,

вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье

с губки оближи.

Язык наш змейку

не боится,

В нее он может

превратиться.

Вперед-назад,

вперед-назад,

Не напугает он ребят!

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения. Традиционные и нетрадиционные формы Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы). Речь не является.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»] К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет.

Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить.

Картотека чистоговорок для закрепления правильного произношения звуков у детей КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Чистоговорки.

Комплексы упражнений для выработки правильного произношения звуков Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Для чистого звукопроизношения нужны сил0ные, упругие и подвижные органы.

Консультация для воспитателей «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Консультация «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков Культура речи - это умение правильно, т. е.

Практическое занятие «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

Проект «Развитие мелкой моторики рук для правильного произношения звуков»Проект «Развитие мелкой моторики рук для правильного произношения звуков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 16:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Берестова (УИ 1054140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД