Надежда Бахтиярова
Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. У детей раннего возраста развитие речи происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей она отстает. Очень важно развивать речь с раннего возраста, тем самым мы поможем малышу быстрее начать выражать свои мысли и желания посредством слов. Правильное дыхание необходимо для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастики является формированием укладов органов артикуляционного аппарата. Гимнастика включает в себя комплекс упражнений для отработки определенных положений губ и язычка, речевого дыхания.
Публикация «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При выполнении артикуляционных и дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
-Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения. - Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
-Выполняйте упражнения регулярно.
-Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
-Каждое занятие должно длиться не более 5 минут.
-Обязательно закрепляйте пройденные упражнения.
Дыхательное упражнение "Снежинки"
- Подготовте кусочки белой ваты, положите на ладошки малышу кусочки ваты. Попросите ребенка легонько выдохнуть через ротик- и вот наши снежинки полетели! Сдуваем снежинки короткими сериями выдохов.
Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:
- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
Упражнения для язычка «Часики»
- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку. Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе. Теперь пробует малыш. Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
Упражнение «Домик для язычка» - Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила. Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык. Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот. Убираем язычок, рот закрываем.
Упражнения для развития мышц губ:
«Улыбнись маме»
- Попросите малыша улыбнуться вам. Сами покажите, как нужно улыбаться. Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
«Слон». Здесь нужно вытянуть губы вперед трубочкой, при этом держать челюсти сжатыми. Находится в таком положении 5 секунд. Можно предложить ребенку произносить звук «у-у-у-у» как трубит слоник.
«Вкусное варенье». В этом упражнении следует открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу в стороны и снизу вверх.
" Говорилка".
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
"Паровозик".
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.