Пчелинцева Анастасия
Автоматизации звуков в слогах. Проблемы и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. При нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап : «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка».
Для этого и необходима автоматизация звука в слогах- моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки.
Публикация «Автоматизации звуков в слогах, Проблемы и пути их решения» размещена в разделах
При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется : у дошкольника теряется интерес к логопедическим занятиям. И наши старания совсем не эффективны. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.
Но! Проблема в том, что работа над слогами является сложной по разнообразию упражнений. Отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (ззззз- звенит комарик, ррр-рычит собака, шшш-шипит змея и т. д., то слог для дошкольника- весьма абстрактное понятие.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно практиковать игры с различными предметами. Всегда нужно помнить о том, что автоматизация звуков в действии и в движении идёт быстрее, чем просто сидя на месте.
Зачастую, при тяжелых нарушениях речи, детям тяжело перейти от изолированного звука к слогу. Для этого подходят игры:
всеми известные «Звуковые дорожки». Ребенок проводит пальчиком по дорожке, при этом произносит автоматизируемый звук, в конце дорожки - гласный. Получается слог.
«Поймай муху»(для звука З- ззззззз-ЗА) или «поймай жучка»(для звука Ж -жжжжж- ЖА) Ребенок ловит рукой воображаемую муху (жука, звенит (жужжит) вместе с ней и, как только, муха (жук) захочет куда-нибудь сесть-произносит слог. Ребенок может “полетать” со своей мухой по всему кабинету. Этот же приём можно использовать и для других звуков : для автоматизации звука [ч] - выбирается символ паровозика; для [р] - тигра; для [л] - самолета и т. д.
Игра «Хлопки». Ребенок ровно сидит на стуле, руки на коленях, медленно хлопает по коленке одной рукой и произносит автоматизируемый звук, например-Ш, второй -гласный звук, например А. Темп ускоряется и, как только у ребенка получается быстро проговорить Ш-А, хлопаем в ладоши- ША!
Аналогичная игра «Каркуши» (ладони в форме клюва напротив друг друга)
«Поймай звук» (обратный слог)- тянем гласный аааааааааа (хлопаем, ловим звук)Ш (Л,Р,С!
Далее, когда уже получается сливать наш звук с гласным, можем использовать следующие игры, которые подходят для автоматизации и в прямых слогах и обратных, и со стечением согласных:
Игра «Посчитай-ка» предлагаем ребенку посчитать слогами части тела, предметы определенного цвета или формы, действия (например, посчитай слогом ЛА (ШО, ЗУ и т. д.) сколько раз ты сегодня кушал, чистил зубы и т. д.). Так же можно посчитать любые предметы на картинке.
Игра «Собери пирамидку». Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки. Одновременно он произносит заданный слог.
Игра «Намотай шнурочек на катушку» Ребёнок наматывает шнурок на катушку. Одновременно он произносит заданный слог.
Упражнение с массажными колечками-пружинками Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, правильно повторяя звук или слог.
Упражнение смассажным мячиком. Ребенок катает массажный мячик между ладонями, произнося при этом заданный звук или слог. Также массажный мячик можно подбрасывать вверх.
Игра «Веселое лото» например, автоматизируем звук С. Ребенок достает бочонок (у меня- это бочонки от киндер-сюрприза, смотрит какая там буква, например- А, получается слог – СА, открывает бочонок- цифра 6-значит 6 раз произносим слог СА : СА СА СА СА СА СА. Для спортивного интереса необходимо играть вместе с ребенком и записывать свои результаты. Выигрывает тот, у кого набралось большее колличество баллов.
Игра с кубиками: перед ребенком кубики с гласными, в руках кубик с автоматизируемым звуком. Ребенок ставит свой кубик на любой из предложенных, при этом произносит получившийся слог. Так же мы используем в этой игре молоточек. Стучим молоточком по кубикам и произносим слоги.
На своих занятиях так же даю детям задания с двигательной активностью: например на полу по всему кабинету разложены кочки, либо листочки, либо пусть это будут следы- Ребенок может наступить на него, либо прыгнуть, при этом проговаривать нужный слог.
Обозначьте на стене «Мишень» с гласными, либо просто пусть это будут ромашки, круги, геометрические фигуры, облака и т. д, все на что способна ваша фантазия. Ребенок бросает мяч в мишень с гласным и произносит получившийся слог.
«Кубик с эмоциями» так же поможет нам в автоматизации звуков в слогах. Слоги ребенок произносит с теми эмоциями, которые выпали в кубике. Например, Скажите грустно - СА СА СА, или удивленно- ЛА ЛА ЛА!
Одна из любимых детьми иггр – это «Пианино». Обычно в различных пособиях предлагают такой вариант- каждым пальчиком по очереди «простукивать» слог. Мы играем в эту игру немного в другой интерпретации: ставим ударение на первый, второй и третий слог по очереди и помогаем руками. При этом можно обозначить клавиши пианино у себя на столе. ША-ша, ша- ША, ша-ша-ША! ЛА-ла, ла-ЛА, ла-ла-ЛА! И т. д.
Очень веселая, эмоциональная игра «Веселый микрофон» - нужно пропеть нужными слогами любую мелодию. РА-РА-РА-РО-РО-РО…
Так же, большим успехом пользуются такие настольные игры,как мазайка, пирамидка, бусы и т. д.
Данные игровые приемы позволяют разнообразить процесс автоматизации звуков, помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям, способствуют правильному произношению звуков, развивают внимание, память, положительные эмоции у дошкольников.
Итак, мы повысили интерес ребенка к логопедическому занятию, а значит- наше занятие стало эффективным!