Анна Ловчикова
Автоматизация звука [ч] в словах, словосочетаниях, предложениях.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [ч] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
• коррекционно-образовательные:
1) закрепить произношение звука [ч] в словах, словосочетаниях, предложениях.
• коррекционно-развивающие:
1) развивать словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля
2) развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие и память
3) закрепить умение согласовывать числительные с именами существительными и именами прилагательными в роде и числе
Публикация «Автоматизация звука [ч] в словах, словосочетаниях, предложениях,» размещена в разделах
4) закреплять умение образовывать существительные и прилагательные в форме мн. ч, Р. п.
5) развивать артикуляционную и мелкую моторику.
6) развивать речевое дыхание.
• воспитательные:
1) воспитывать ответственное отношение к занятиям
2) воспитывать четкую, правильную речь.
3) формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.
• здоровьесберегающие: контролировать правильную позу ребёнка.
Оборудование: предметные картинки (расчёска, бабочка, туча, кабачок, мяч, яйцо, ласточка, перчатка, печка, чемодан, чайник, кубик, спички, пчела, черепаха, тапочки, презентация, карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Какое сейчас время года?
- Назовите мне, пожалуйста, по порядку времена года.
- Назови по порядку месяца.
- Какой первый весенний месяц? Последний?
- Назови соседей месяца «сентябрь».
II. Артикуляционная гимнастика.
- Звук [ч] сложный, поэтому, чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
«Улыбка» - «Трубочка» - Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
«Бублик» - губы округляем и слегка вытягиваем вперед.
«Хоботок» - «Бублик» - Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки.
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх.
«Не разбей чашечку». Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки».
III. Дыхательная гимнастика.
Подуй с чашечки.
Произнеси звук на одном дыхании [ч-ч-ч]. Вдох через нос!
IV. Сообщение темы занятия.
- Внимательно посмотри на картинки, и назови только те, в названии которых слышится звук Ч.
- Какой предмет лишний? (Яйцо, кубик). Почему? (В словах нет звука «Ч»).
- Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [ч] в словах и предложениях.
- Вспомним, как работают губы, язык при произнесении этого звука?
(описание).
- Охарактеризуй звук [ч]. (согласный, глухой, мягкий).
V. Автоматизация звука [ч] в словах.
Открыть презентацию.
- Посмотри на картинки и назови каждый предмет ласково.
Пуговица – пуговичка вилка – вилочка галка – галочка
Цветок – шапка – коса –
Сумка – лента – утка –
Река – лиса – паук –
- Повтори слова парами.
качка – кочка внучка - колючка овечка - колечко
бочка - тачка уздечка - печка тапочки - бабочка
девочка - ласточка обруч - удочка ключ - очки
- Определить позицию звука Ч в словах.
Чайник, плечо, ночь, чемодан, речка, матч, часы, чёлка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, печать.
VI. Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях.
- Ответь на вопрос: нет чего? (нет чугунной печки).
Чугунная печка
Чистая водичка
Черная тучка
Чайные чашки
Прочный чемодан
Мамочкина шапочка
Ванечкин зайчик
Молочная начинка
Ночная бабочка
- Давай сейчас поиграем в игру «Веселый счет до 5».
Один черный мяч – два черных мяча - …
Один горячий чайник – два горячих чайника - …
Один коричневый чемодан – два коричневых чемодана - …
VII. Автоматизация звука [ч] в предложениях.
Подбери правильную картинку к предложению.
У Ванечки в коробочке спички.
Ученик читает учебник.
Мамочка чистит кабачок.
Ученик купит учебник.
Вовочка везёт тачку.
Мамочка готовит кабачок.
Девочка умеет читать.
V. Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня тренировались произносить красиво?
- Произнеси звук на одном дыхании [ч-ч-ч].
VI. Домашнее задание.
- Дома выполняй упражнения «Чашечка» и «Маляр».