Виталина Валгина
Конспект логопедического занятия «Путешествие на Марс»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях
«Путешествие на Марс».
Цели:
• Коррекционно - образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Продукты», упражнять в подборе антонимов. Закреплять зрительный образ буквы «Р». Учить анализировать слова, читать слоги. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании прилагательных от существительного.
• Коррекционно – развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно – логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие на Марс“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
• Воспитательная: воспитание доброжелательности, отзывчивости и взаимопомощи.
Оборудование:
• космическая карта с планетами и разными маршрутами,
• предметные картинки со звуками «Р»,
• слоги: АН, УР,
• звуковые домики и звуковые коробочки для определения позиции звуков (начало, середина, конец,
• магнитофон с аудиозаписью космической музыки,
• наборы для игры «Повара» (какие блюда)
• муляжи: сыр, мороженое, рыба,
• наборы цифр.
ХОД:
1. Организационный момент.
Ребята, я получила письмо от одного мальчика, которого зовут Марсиком, он живет на планете Марс. У них на планете закончились арбузные семена, а для них арбуз - это самая любимая ягода, без которой они не могут прожить и дня. Он просит отправить им семена. Давайте отвезем сами семена, а на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …. (ракету).
Молодцы! Мы действительно полетим на ракете.
2. Изолированное произнесение звука «Р».
Скафандр мы с тобой надели,
Мотор ракеты уж ревет,
Нас в путешествие зовет: (р-р- р-р).
Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие? (со звуком «Р»).
3. Автоматизация звука «Р» в словах.
С собой в путешествие, кроме семян, вы можете взять только те предметы, в названии которых слышится звук «Р». Назови нужный предмет, правильно произнося звук «Р».
Д: рыба, робот, шарф, гранат, сыр, гармошка, куртка, рукавицы
Л: Какие предметы лишние и почему?
Д: Стол, дудочка, стакан. Они лишние потому, что в словах нет звука «Р».
4. Закрепление зрительного образа буквы «Р». Развитие зрительного восприятия.
Л: А еще нам с вами необходимо взять космическую карту, чтобы не сбиться с нужного пути. Ориентиром нашего курса будет буква «Р». Лететь нам предстоит далеко, поэтому мы будем останавливаться на разных планетах и делать дозаправку топливных баков.
Начинаем обратный отсчет: «3,2,1. Поехали!»
5. Чтение слогов. Составление слова.
Л: Вот мы оказались на первой планете, а как она называется, вы сможете узнать, когда прочтете слоги: АН, УР.
Д: Анур
Л: Есть такое слово АНУР? А если переставить слоги местами, что получится?
Д: УРАН
6. Автоматизация звука «Р» в словах. Подбор антонимов.
На планете Уран происходит «все наоборот»:
Л: Если у нас ночь, то на Уране
Д: утро.
Л: Если землянин ходит медленно, то инопланетянин
Д: быстро.
Л: Если землянин закрывает дверь, то инопланетянин
Д: открывает.
Л: На Уране одни жители ленивые, а другие
Д: трудолюбивые.
Л: Одни жители трусливые, а другие
Д: храбрые.
7. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Р» в словах.
Л: Продолжаем путешествие. И следующая остановка - на планете Сатурн. Местные жители просят вас помочь им сложить в корзину только те продукты, в названии которых есть звук «Р» и определить, где живет звук «Р» (начало, середина, конец).
Д: - В слове СЫР звук «Р» живет в конце слова (в последнем окошечке);
- В слове МОРОЖЕНОЕ звук «Р» живет в середине слова (в среднем окошечке):
- В слове РЫБА звук «Р» живет в начале слова (в первом окошечке).
8. Физминутка:
Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у них будут плавными, потому что эти предметы попали в невесомость.
Звучит космическая музыка, дети имитируют движения в невесомости.
9. Автоматизация звука «Р» в словах. Образование относительных прилагательных.
Посмотрите в иллюминаторы, нам кто – то подает сигналы «SOS»! На планете Меркурий местный повар Меркуша решил приготовить блюда из разных продуктов, но забыл как они будут называться. Поможем ему вспомнить их названия: суп из гороха (какой) - гороховый; суп из перловки - перловый; пюре из картофеля - картофельное; пюре из фруктов – фруктовое; пирог из рыбы – рыбный; сок из моркови - морковный; сок из груши – грушевый; сок из граната - гранатовый.
10. Автоматизация звука «Р» в предложениях. Составление предложений по сюжетным картинкам.
Следующая остановка на планете Юпитер.
Пальчиковая игра:
На горе мы видим дом
Много зелени кругом.
Вот деревья, вот кусты.
Вот душистые цветы.
Окружает все забор.
За забором – чистый двор.
Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем,
В дверь стучимся:
«Тук – тук – тук!»
Кто – то к нам идет на стук.
А встречают нас местные жители, которые приготовили для вас картинки, по которым необходимо:
составить предложения, узнать, сколько слов в предложении и поднять соответствующую цифру.
Д: - Крот вырыл нору. (3 слова)
- Корова ест на лугу траву. (5 слов)
- В грузовике сидит кот. (4слова)
- У Раи красивый сарафан. (4слова)
- Воробей клюет зернышки в кормушке. (5 слов)
Отправляемся в путь дальше. Перед нами планета с женским именем, прочтем ее название.
Д: Венера.
Местный чародей подписывал открытки к Новому году, но все перепутал. Он просит вас ему помочь исправить ошибки.
Л: Огни сверкают елкой. Д: Елка сверкает огнями.
Л: Маски в детях. Д: Дети в масках.
Л: Елка украшает ребят. Д: Ребята украшают елку.
Л: Дорога идет по снеговику. Д: Снеговик идет по дороге.
Л: Молодцы! Вы исправили все ошибки, а мы подлетаем к планете Марс, где нас ждет Марсик.
Л: Как будут называться жители планеты Марс?
Д: Марсиане.
Л: Как будут называться новости, происходящие на Марсе? (Какие)
Д: Марсианские.
Л: Школа на Марсе (какая школа)
Д: Марсианская.
Марсик очень благодарен вам за то, что вы сами привезли арбузные семечки, и предлагает вместе посадить их, выложив из семян название планеты Марс.
Итог занятия: Молодцы, что помогли Марсику! Но, нам пора возвращаться. Скажите, что вам больше всего понравилось? С каким звуком мы путешествовали?